но флуктуируют, и никак нельзя сказать, что человечество неуклонно движется к дальнейшему распространению и усовершенствованию семейственных отношений или отношений договорных. Многие теории, утверждающие наличие в обществе определенной постоянной тенденции прогрессировать в направлении к лучшему будущему — к укреплению социальной справедливости, солидарности, альтруизма (семейственности) или, наоборот, двигаться неуклонно к возрастающей принудительности и обострению антагонизмов, представляются поэтому необоснованными — ив этом и во многих других отношениях.
Здесь возникают три важные проблемы. Первая: в чем причина этой флуктуации? Почему ткань социальных систем не остается неизменной, «раз и навсегда стандартизованной» в отношении качества и пропорций нитей, из которых она соткана? Вторая проблема: насколько универсальным является чередование господства различных форм социальных отношений? Является ли оно чем-то «случайным», в том смысле, что так происходило именно в западном обществе, но может быть совершенно другим в других обществах? Или же такая последовательность типична и универсальна для всех обществ на протяжении их истории? Является ли это положение чем-то похожим на то, что, например, Полибий3 утверждал в отношении последовательной смены политических режимов? Третья проблема: можно ли эти формы социальных отношений рассматривать как позитивно или негативно связанные с идеациональным, идеалистическим и чувственным типами культуры?
Обсудим эти проблемы вкратце. Общий ключ к первой из них дает «принцип ограничения» (principle of limit) и г;пинцип «имманентной изменяемости» (immanent changeability) любого сенсорно-эмпирического объекта или процесса («имманентная причинность»). Формы социальных отношений;о~тавляют часть чувственно воспринимаемого мира. Если все вообще принадлежит «миру становления», то они тоже ему принадлежат. В частности, не только в обширной социальной системе, состоящей из множества индивидов, каждый из которых непрерывно Изменяется, но даже и в более простом случае — с двумя индивидами — отношения меняются постоянно. Каждый из этих индивидов изменяется непрерывно — биологически, психологически, в культурном отношении; конкретные условия, в кото-рьгх они живут, действуют и чувствуют, тоже постоянно изменяются. Следовательно, меняются все время их настроения,
Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений