Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений. ми, мы питаем злобу, большую или меньшую неприязнь, иногда даже ненависть

ми, мы питаем злобу, большую или меньшую неприязнь, иногда даже ненависть. Но, несмотря на это, многие из нас не могут порвать отношения, навязанные нам обстоятельствами и вы­нуждены сохранять их, какими бы антагонистическими они ни были. Так было в прошлом, так происходит и сейчас.

Наконец, и принудительные отношения не являются исклю­чением из вышесформулированного правила: они тоже не могут продолжаться вечно, не претерпевая видоизменений и не перехо­дя рано или поздно в договорную или даже семейственную фор­му. Если говорить о межличностных отношениях, вспомним еще раз практиковавшиеся в старину насильственные браки, которые заключались не по желанию молодых, а по принуждению родите­лей, родственников или хозяина. Нередко ведь случалось так, что принудительные узы превращались по истечении какого-то вре­мени в подлинно семейственные или, по крайней мере, договор­ные. А иногда все оканчивалось разрывом.

То же самое можно сказать и о межгрупповых отношениях. В течение некоторого времени участники одной группы могут сохранять принудительный контроль над другой, но не вечно. Рано или поздно принудительные отношения перейдут — по крайней мере, отчасти — либо в договорную форму, как виде­ли мы в случае освобождения крепостных, либо в семействен­ную. Как мы уже видели, это иногда случалось даже в отношени­ях господ и рабов, завоевателей и побежденных. Или же, наконец, принудительные связи, когда они становятся чересчур невыно­симыми и не остается никакого другого выхода, приводят либо к разрыву отношений и открытому конфликту сторон, либо к полному исчезновению угнетенной стороны, либо к ограничен­ному смягчению этих отношений, прекращению или преобра­зованию каким-то иным способом. Не бывают вечными ни раб­ство, ни крепостное право, ни тираническая диктатура, ни любой другой вид принуждения. На какое-то время они могут связать группу или группы воедино, но, если при таком положе­нии вещей не сформируются на смену принудительным дого­ворные или семейственные узы, связующая цепь должна заржа­веть и прогнить. Она может быть разорвана насильственно, или же время убьет тех, кто носит цепи, и разорит господ.

В следующей главе мы более подробно рассмотрим причины, в силу которых некоторая доля свободы биологически необхо­дима, и почему, если ее нет, это со временем оборачивается тра­гически: ход истории убивает тех, кто закован, и разоряет тех,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: