Флуктуация договорных и принудительных отношений. кто заковывает в цепи. Поэтому никакие принудительные узы не бывают вечными —• они рано или поздно должны перейти в другую форму

кто заковывает в цепи. Поэтому никакие принудительные узы не бывают вечными —• они рано или поздно должны перейти в другую форму, договорную или семейственную.

Закончим на этом рассмотрение первой проблемы.

Переходя ко второму вопросу, я хочу сказать, что не предпо­лагаю, будто последовательность чередования форм социальных отношений, наблюдаемая в истории западного общества, явля­ется универсальной для всех времен и народов. Во-первых, нет логических оснований считать, что наблюдаемая последова­тельность является всеобщей, а не просто одной из возмож­ных. Во-вторых, наблюдение за более простыми межличност­ными социальными отношениями показывает, что в одних случаях дружба со временем превращается в холодные и расчет­ливые договорные отношения, эгоистические, но в принципе приемлемые. В других случаях она превращается в ненависть и антагонизм, когда отношения сохраняются благодаря лишь не­прикрытому насилию, чинимому одной стороной над другой. То же самое можно сказать и о разных трансформациях дого­ворной или принудительной формы. Другими словами, мы на­блюдаем не универсальную последовательность преобразования данной формы социальных связей в другие формы, а разнооб­разие последовательностей. Если так обстоит дело с межличнос­тными отношениями, то нет никакого основания полагать, что оно обстоит иначе на уровне межгрупповых отношений. Даже поверхностное наблюдение за развитием союзнических или враж­дебных отношений двух или более групп подтверждает это ут­верждение.

Наконец, обратившись к третьей проблеме, мы в ктс^е обна­руживаем, что наблюдается (по крайней мере, эмпирически) иногда случайная, а иногда глубокая связь между формирова­нием основных типов культуры и преобладанием т?х или иных форм социальных отношений. Выше мы уже видели, что пери­од преобладания идеациональной культуры, приходящийся на VIII-XII вв., отмечен господством семейственных отношений, Дополненных принудительными. Период идеалистической куль­туры — с XII по XV в. — отмечен смешением семейственных отношений со значительной долей отношений договорных и принудительных. Период стремительного подъема чувственной культуры (XVI, XVII и первая половина XVIII в.) отмечен про­порциональным ростом принудительных и некоторым усилени-ем Договорных отношений за счет семейственных. Наконец, для


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: