реждениях носит характер «государственно-коммунистический»: солдаты живут в зданиях, которые не выбирают; едят то, что им дают, одеваются, во что им велят, и делают то, что им приказывают. Их время и занятия, за исключением нескольких часов, самым строгим образом регламентированы.
В этом смысле армия и военный режим всегда были «тоталитарными» par excellence24. Лучшими творцами тоталитаризма, в том числе государственного социализма и государственного коммунизма, были не Маркс и не Энгельс, не Лассаль и не Ленин, а величайшие организаторы вооруженных сил и создатели воинствующих империй: Чингисхан, Тамерлан, Юлий Цезарь, Наполеон и т. д.
Если страна ведет многочисленные и продолжительные войны, такой режим становится для нее привычным. Он распространяется и за пределами ее армии, на всю страну, в результате чего вся нация становится «обреченной» на «тоталитаризм», проявляющийся в поведении ее представителей и отношениях между ними. Это еще одна причина, но двух предыдущих достаточно для объяснения того, чтобы объяснить, почему фактор войны и милитаризма способствует крену государственной системы в сторону тоталитаризма, тогда как мир оказывает, как правило, противоположное действие.
|
|
Этот вопрос настолько понятен и очевиден и до такой степени подтверждается подлинными историческими фактами, что нет необходимости подробно его доказывать. Любая война обнаруживает сформулированные выше закономерности. Первая мировая война, равно как и менее масштабные войны, прекрасно их проявили даже в англосаксонских странах с их традиционным либерализмом. На последующих страницах, посвященных исследованию динамики войн, мы увидим, что Средние века были сравнительно мирными и государство, существовавшее в те столетия, было либо весьма далеким от тоталитаризма, либо характеризовалось умеренной степенью «плотности» и правительственного вмешательства. Затем, после XIII в., кривая войны начала подниматься — и государственная система с ее правительством тоже начали усиливаться. В XVII и отчасти в XVIII вв. кривая войны достигла своего высшего уровня — достиг своего максимума и государственный тоталитаризм. Революционный и наполеоновский периоды были воинственными и действительно тоталитарными. XIX в. (после наполеоновских войн) был относительно мирным — и государственная система с ее правительством стали умеренными, договорными и ограниченными.
30. Флуктуация количественных аспектов общественных отношений 647
XX в., начиная с Первой мировой войны, оказался, по-видимому, самым воинственным за всю историю — тоталитаризм и государства, и его правительства взмыл в «стратосферу». Короче говоря, между существенными моментами кривой тоталитаризма и кривой динамики войн обнаруживается явная параллель25.
|
|
Менее известна и очевидна «тоталитарная» роль голода, обнищания и больших экономических кризисов данного общества. Поэтому надо уделить чуть больше места для выяснения этой логической и фактической связи. Изложим вопрос как можно более кратко. В обществе, в котором существует дифференциация на бедных и богатых, чрезвычайное обнищание способствует расширению правительственного вмешательства в экономические отношения и благодаря этому — усилению правительственного контроля в других социальных сферах. Это второй фактор флуктуации масштабов правительственного вмешательства. С точки зрения высказанного нами предположения, не имеет значения, происходит ли такое усиление вмешательства мирным или революционным путем, осуществляется ли оно консервативным или революционным правительством, под знаменем социализма или абсолютизма. Важнс, что так или иначе оно происходит, несмотря на те или иные второстепенные подробности.
Причина очевидна: обилие предметов первой необходимости делает всякую правительственную регуляцию ненужной. Пока у нас в избытке есть воздух для дыхания, наша потребность в нем удовлетворяется без какого бы то ни было принудительного распределения. Если же средств первой необходимости не хватает, неизбежно возникает регуляция. Так, например, обстоит дело с маршрутами для авиарейсов. То же можно схг^ать и о других потребностях.
Если ознакомиться с описанием вспышек страшного голода в истории Древнего Египта, Древней Греции и Рима, Китая, Персии, России и многих стран Средневековья, то нельзя не заметить, что в такие периоды экономический контроль со стороны правительства усиливается.
Усиление правительственного экономического контроля в периоды голода и обнищания постоянно проявлялось в следующем: 1) в установлении и ужесточении правительственного контроля за экспортом и импортом, что зачастую превращалось в государственную монополию на международную торговлю; 2) в Установлении фиксированных цен на продукты питания и другие средства первой необходимости; 3) в регистрации и учете