ко взмывает вверх в первой половине XX в. Таким образом, мы имеем три главных пика: в VIII в., в XHI-XIVee. и в XIX-XX вв. После каждого пика волна внутренних потрясений спадает и остается на низком уровне до следующего пика.
Есть ли в этих фактах какой-нибудь смысл и можно ли их интерпретировать таким образом, что бы это было удовлетворительно и с логической точки зрения? Ответ дан в основных постулатах настоящей работы, а именно: все три периода, на которые приходятся указанные пики, являются периодами переходными— либо для всей европейской культуры, с ее системой социальных отношений, либо только для системы социальных отношений. Мы уже знаем, что XIII-XIV вв. были временем глубочайшего преобразования европейской культуры и общества, периодом их перехода от идеациональной формы к чувственной и от феодальной системы общественных отношений к современной (от преимущественно семейственной к договорно-принудительной; от теократического режима к светскому, от идеациональной свободы к свободе чувственной; от феодальной раздробленности к национальным монархиям и т. д.).
|
|
Во всех этих отношениях указанные столетия были величайшим поворотным моментом в истории Европы, сопровождавшимся полнейшим развалом прежней системы социальных ценностей и общественных отношений. Вот почему в это время кривая внутренних волнений и достигает высочайшей отметки. Рассуждая чисто логически, можно было бы предположить, что эти столетия окажутся периодом потрясений, — они таковыми и были фактически. Гипотеза о переходном периоде, сопровождающемся разрушением той или иной системы ценностей и отношений, сформулированная в предыдущей части работы по поводу динамики войн, объясняет этот взлет.
Способна ли она объяснить и пики, наблюдаемые в VIII и XIX-XX вв.? Что касается XIX и особенно XX столетия, то — вполне. Мы уже убедились, что все составные части европейской культуры XX в. носят переходный характер. Относительно конца XVIII—первой половины XIX в. (время, как бы подготовившее сравнительно высокий показатель всего XIX столетия) мы также знаем, что это был период ликвидации «пережитков феодальных отношений» в системе организации общества и особенно период перехода от преимущественно принудительных отношений к отношениям преимущественно договорным.