Этот сдвиг был совершен в период, начало которому положила Французская революция 1789 г. и который закончился примерно в первые несколько десятилетий XIX в. Подобный переход от одного фундаментального типа социальных отношений к другому должен был, согласно нашей гипотезе, вызвать подъем кривой внутренних потрясений — и эта кривая действительно поднялась. Начиная примерно со второй половины XIX в. Европа окончательно поселилась в новом комфортабельном, «договорном» доме, и лихорадка потрясений утихла. Но по мере приближения к XX в. чувственная культура сама стала обнаруживать признаки дезинтеграции; вместе с ней начала разрушаться и договорная система социальных отношений. Обе вступили в стадию резкого перехода. Отсюда — крутой подъем кривой беспорядков в XX в.
Наконец, что касается пика в VIII в., то он тоже согласуется с нашей гипотезой. Это был период так называемого Каролингского Возрождения13, Если он и не означал фундаментального изменения культуры, которая и до и после него была и оставалась идеациональной, то тем не менее произвел в ней некоторые существенные преобразования. Переходный характер этого столетия коснулся главным образом системы общественных отношений, форм социальной, экономической и политической организации и реорганизации, и в этой сфере VIII в. был поистине переломным периодом. Будучи таковым, он должен был вызвать увеличение волнений, и он их, несомненно, вызвал.
|
|
Таким образом, все три главных пика, по-видимому, вполне объясняются нашей гипотезой о характере переходного периода. Эта же гипотеза объясняет и относительно низкий уровень волнений в других столетиях: с IX по XII, с XV по ХУ1Г|ъклк>чи-тельно (кроме его последнего десятилетия) я со второй половины XIX до начала XX в. Это были периоды стабильности и доминирующей культуры, и системы социальных отношений. Даже незначительный подъем кривой потрясений в XVII в. вполне объясним: это была последняя попытка идеациональной культуры и ее приверженцев вернуть свое господство. Попытка не удалась, и вопрос был решен окончательно.
Таким образом, гипотеза о природе переходного периода объясняет приливные волны беспорядков. Итак, при прочих равных условиях, в течение тех периодов, когда существующая кулъ-тУра, или система социальных отношений, или они обе переживают решительное преобразование, внутренние беспорядки в соответствующих обществах возрастают; когда же культура