и система являются прочными и сложившимися, внутренние беспорядки имеют тенденцию к уменьшению и остаются на низком уровне. Это предположение — не что иное, как другая версия утверждения, высказанного в главе 33 по поводу главного фактора войны и мира.
Мы видели, что волнения происходят в периоды расцвета и упадка, благосостояния и бедности, в эпохи, когда общество переживает бурное развитие и когда оно вступает в фазу стремительного заката.
В свете сформулированной нами гипотезы эта «противоречивость» оказывается вовсе не противоречивостью. Действительно, устоявшийся социальный строй и система культуры могут оказаться (и оказываются) легко разрушаемыми как в периоды быстрого обогащения, пышного процветания, так и в периоды катастрофы и упадка.
Какие бы факторы ни вели к усилению или ослаблению каждой из главных форм культуры и системы социальных отношений (отмечу, между прочим, что главные факторы, вызывающие изменения — «имманентны» или «присущи» самой социокультурной жизни и с течением времени приводят любой социокультурный строй к разрушению), главное и совершенно необходимое условие взрыва внутренних беспорядков состоит в том, чтобы социальная система, или система культуры, или обе они вместе потеряли устойчивость.
|
|
Эта аксиома, по-моему, гораздо лучше объясняет факты, чем большинство популярных теорий, которые приписывают внутренние волнения либо усиливающемуся обнищанию и «тяжелым материальным условиям» либо, наоборот, материальному прогрессу и связывают их или с периодами упадка или с периодами расцвета. Эти теории решительно опровергаются как соответствующими фактами, так и основной массой показателей. Как бы ни были тяжелы условия жизни в данном обществе, но, если структура его отношений и ценностей не расшатана, никакие волнения ему не грозят. Члены такого общества могут умирать от голода и все-таки не бунтовать или, во всяком случае, быть менее склонными к бунтам, чем члены вполне благополучного общества, чья система социокультурных ценностей находится в состоянии анархии. Если вообразить себе общество, где уровень жизни каждого — как у миллионера, но социокультурные отношения неустойчивы, а главные ценности несовместимы друг с другом, то такое общество окажется более неспокойным, чем то, в котором даже физиологические потребности едва удов-
35. Основные результаты изучения внутренних беспорядков
летворяются, но социокультурная структура прочна и определенна, а члены общества исповедуют одни и те же ценности и живут в соответствии с ними.
Эта гипотеза не только объясняет движение показателей для всех стран вместе, но объясняет и многочисленные скачки вверх и вниз показателей для стран, взятых в отдельности.
|
|
Читатель может убедиться в достоверности этой гипотезы с помощью показателей волнений и исторических данных о состоянии сети социокультурных ценностей и отношений. Я вовсе не настаиваю на том, что выделенный мною фактор объясняет все подъемы и спады, описываемые кривой внутренних волнений. Но я утверждаю, что этот фактор — состояние сети социокультурных ценностей и отношений — сам по себе способен объяснить главные скачки кривой, описывающей динамику внутренних беспорядков во всех исследуемых нами обществах.
N. Ввиду всего этого легче понять факты, подчеркнутые в предыдущих главах. Давайте вспомним их.
Первый факт состоит в том, что внутренние напряженности и волнения — по-видимому, явления, неразрывно связанные с жизнью и деятельностью социальных организаций. Они не менее «естественны» и «обычны», чем гроза при не очень хорошей погоде.
Второе. Волнения происходят гораздо чаще, чем принято считать. Редко когда без них проходят два-три десятилетия. Обычно «мирные» промежутки длятся от трех до семи лет. И немудрено: ведь волнения — неотъемлемый элемент существования социального организма.
Их «причины» столь же глубоко коренятся в социальной жизни, как и «причины» мирного хода истории. Стечену' особых обстоятельств, таких как плохое правительство, эгоистическая аристократия, тупоумие толпы, бедность и bokhi, могут сыграть некоторую роль в усилении или ослаблении, ускорении или замедлении волнений, но все-таки они являются лишь второстепенными факторами. Даже и без них волнения, как и грозы, происходили бы довольно часто. Они случались и при глупом правительстве, и при правительстве мудром, в условиях и войны и мира, в монархиях и республиках, при режиме демократическом и аристократическом, в периоды процветания и в периоды обнищания, во времена «просвещенные» и во времена «невежества», в странах урбанизированных и индустриальных, равно как и в странах аграрных, и при прочих самых разных обстоятельствах. Таким образом, продолжать смотреть на бес-