рированного единства. Примером такого синтеза служит идеалистическая культура.
Совсем иное дело — проблема соотношения между доминантным типом культуры и фактическим поведением индивида, являющегося ее носителем. Вместе с Рибо можно сказать, что человек способен быть превосходным знатоком «Критики практического разума» И. Канта, вдохновенно писать ученейшие комментарии к ней, и при этом его поступки и поведение могут резко противоречить и «Критике...» и его собственной ментальности в этой сфере3. Человек может признавать и даже горячо одобрять христианскую заповедь любви к ближнему как к самому себе, и в то же время его житейское поведение может быть чрезвычайно эгоистичным и индивидуалистическим. Кому не знаком тип людей, искренне проповедующих честность, альтруизм, целомудрие, умеренность в еде и питье и т. п., поведение которых зачастую противоречит всем этим проповедям? Еще лучше знаком нам тип лицемеров, поступки которых, как правило, расходятся с их словами. Из повседневной жизни нам хорошо известны и такие случаи, когда свои зачастую не очень красивые, эгоистические и даже просто безобразные поступки мы оправдываем высокими и благородными «мотивами», «соображениями» и «деривациями». Когда лев пожирает ягненка, он не говорит, что делает это во имя Бога, человечества, пролетариата, нации, коммунизма, фашизма, международного блага и т. п. А у людей нередко бывает так, что самые гнусные поступки, будь то убийства, изнасилования, пытки или грабежи (совершаемые преступниками, революционерами, всесильными магнатами и др.), всегда находят вполне искреннее оправдание (во имя благородных целей) со стороны тех, кто их совершает. Я подчеркиваю, что такого рода «оправдания» часто делаются абсолютно искренне.
|
|
Все это означает, что, в отличие от тесной связи между господствующим типом культуры и ментальностью личности, взаимосвязь между доминантным типом культуры и поведения индивида носит, по-видимому, более расплывчатый характер и часто даже неуловима. Необходимо поэтому рассмотреть данный вопрос отдельно.
II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕМЫ
А. Первая теорема. Взаимосвязь между двумя переменными — характером доминантной культуры и характером поведения индивидов, живущих в мире данной культуры, — не может быть