double arrow

Часть 8. Культура, личность и поведение. рированного единства. Примером такого синтеза служит идеа­листическая культура

рированного единства. Примером такого синтеза служит идеа­листическая культура.

Совсем иное дело — проблема соотношения между доминант­ным типом культуры и фактическим поведением индивида, явля­ющегося ее носителем. Вместе с Рибо можно сказать, что человек способен быть превосходным знатоком «Критики практическо­го разума» И. Канта, вдохновенно писать ученейшие коммента­рии к ней, и при этом его поступки и поведение могут резко про­тиворечить и «Критике...» и его собственной ментальности в этой сфере3. Человек может признавать и даже горячо одобрять хрис­тианскую заповедь любви к ближнему как к самому себе, и в то же время его житейское поведение может быть чрезвычайно эгоис­тичным и индивидуалистическим. Кому не знаком тип людей, ис­кренне проповедующих честность, альтруизм, целомудрие, уме­ренность в еде и питье и т. п., поведение которых зачастую противоречит всем этим проповедям? Еще лучше знаком нам тип лицемеров, поступки которых, как правило, расходятся с их слова­ми. Из повседневной жизни нам хорошо известны и такие случаи, когда свои зачастую не очень красивые, эгоистические и даже про­сто безобразные поступки мы оправдываем высокими и благо­родными «мотивами», «соображениями» и «деривациями». Ког­да лев пожирает ягненка, он не говорит, что делает это во имя Бога, человечества, пролетариата, нации, коммунизма, фашиз­ма, международного блага и т. п. А у людей нередко бывает так, что самые гнусные поступки, будь то убийства, изнасилования, пытки или грабежи (совершаемые преступниками, революцио­нерами, всесильными магнатами и др.), всегда находят вполне ис­креннее оправдание (во имя благородных целей) со стороны тех, кто их совершает. Я подчеркиваю, что такого рода «оправдания» часто делаются абсолютно искренне.

Все это означает, что, в отличие от тесной связи между гос­подствующим типом культуры и ментальностью личности, вза­имосвязь между доминантным типом культуры и поведения индивида носит, по-видимому, более расплывчатый характер и часто даже неуловима. Необходимо поэтому рассмотреть дан­ный вопрос отдельно.

II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕМЫ

А. Первая теорема. Взаимосвязь между двумя переменнымихарактером доминантной культуры и характером поведения ин­дивидов, живущих в мире данной культуры,не может быть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: