double arrow

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ. После всего изложенного в предыдущих главах сам собой на­прашивается вывод, что господствующий тип культуры форми­рует тип сознания людей

После всего изложенного в предыдущих главах сам собой на­прашивается вывод, что господствующий тип культуры форми­рует тип сознания людей, которые родились и живут в рамках этой культуры. Научные, философские, религиозные, эстетичес­кие, нравственные, юридические и прочие теории, верования, вкусы и убеждения — короче говоря, Weltanschauung2 в це­лом — у людей идеационального общества сформированы по идеациональному образцу, тогда как у живущих в условиях гос­подства чувственной культуры — на манер чувственный. Избе­жать воздействия культуры той среды, в которой они обитают, способны только те индивиды и группы, которые, живя физи­чески в рамках данной культуры, не являются ее частью или же не имеют с нею психосоциального контакта. Следовательно, за этим малым исключением, сознание любого человека является микрокосмом, отражающим микрокосм окружающей его со­циальной среды. Вышесказанное можно подробнее развернуть следующим образом.

При прочих равных условиях: 1) Сознание личности будет чисто идеациональным, если она имела контакт лишь с чисто идеациональной культурой. То же справедливо и относительно культуры чувственной. 2) Сознание личности будет ментально-стью смешанного типа, если она находится в контакте с разны­ми типами культуры, и смесь эта будет представлять собой комбинацию элементов различных культур, в контакте с кото­рыми человек состоит. 3) Сознание индивида будет неинтегри­рованным (например, псевдоидеациональным), если он был свя­зан только с неинтегрированной культурой или же со множеством разных культур противоположного характера. Исключение из правила — тот сравнительно редкий случай, когда элементы разных культур достигают синтеза в рамках целостного интег-






Сейчас читают про: