1 По Платону, «правильное, но не подкрепленное объяснением мнение нельзя назвать знанием. Если нет объяснения, то какое же это знание? Но это и не невежество. Ведь если это соответствует тому, что есть на самом деле, какое же это невежество? По-видимому, верное представление — это нечто среднее между пониманием и невежеством» (Платон. Собра ние сочинений: В 4 т. М., 1993, т. 2, с. 111: «Пир», 202 а). «...Если обнаружится нечто существующее и вместе с тем несуществующее, место ему будет посредине между чистым бытием и полнейшим небытием и направлено на него будет не знание, а также и не незнание, но опять-таки нечто такое, что окажется посредине между незнанием и знанием... А теперь посредине между ними оказалось то, что мы называем мнением» (там же, т. 3, с. 259: «Государство», 478 d).
2 См. прим. 26 к главе 13.
3 См. прим. 11 к главе 2.
4 Перипатетики (от греч. peripatos —крытая галерея) —ученики и последователи Аристотеля, школа которого просуществовала до эпохи Римской империи. Наиболее выдающиеся из них — Теофраст, Стратон из Лампсака, Андроник Родосский (конец I в. до н. э.), издавший сочинения Аристотеляидр.Упомянутыйниже1Чой(;(Нус,греч. —Ум) —одно из основных понятий философии Аристотеля; «высший ум» — это бог, который мыслит «сам себя». Подробнее см.: Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975, т. 1 (по предметному указателю: «Ум»).
|
|
5 О Пелопоннеской войне см. прим. 24 к главе 13.
6* ZellerE. The Stoics, Epicureans, and Sceptics. London, 1870, p. 12. 7''Wallence W. Epicureanism. London, 1880, p. 34.
8 Левктры — город в Беотии юго-западнее Фив; здесь фиванское войско под командованием Эпаминонда в 371 г.дон. э. нанесло поражение считавшейся непобедимой армии Спарты, применив тактику «косого клина»; тем самым была обеспечена гегемония Фив.
Херонея — город на северо-западе Беотии, в окрестностях которого в 338 г. до н. э. Филипп II Македонский (отец Александра Македонского) одержал решающую победу над войсками афинян и фиванцев (над могилой павших фиванцев был воздвигнут колоссальный мраморный лев), что означало упадок государственной самостоятельности Северной и Центральной Греции и начало гегемонии Македонии в союзе греческих государств.
9 В оригинале: «In spite of their difficulties...», что, по-видимому, является опечаткой или случайной опиской.
10 См. прим. 14 к главе 2.
1' О первом и втором триумвирате см. прим. 24 к главе 13.
12 Паразит, парасит (греч. parasites — сотрапезник) — изначально без унизительного оттенка, обозначение для вспомогательного персонала при отправлении различных культов, затем «прихлебатель» — название для обедневшего, но свободного гражданина, который зарабатывает бесплатное угощение, развлекая хозяина стола.
|
|
l3' WenleyR.M. Stoicism and Its Influence. New York, 1927, p. 45.
14 Наиболее отчетливо это предчувствие выражено в конце второй книги его философской поэмы «О природе вещей» (II, 1150-1175):
Да, сокрушился наш век, и земля до того истощилась,
Что производит едва лишь мелких животных, а прежде
Всяких давала она и зверей порождала огромных.
Вовсе, как думаю я, не цепь Золотая спустила
С неба далеких высот на поля поколения смертных,
Но породила земля, что и ныне собой их питает;
Да и хлебов наливных, ниноградников тучных она же |
Много сама по себе сотворила вначале для смертных
Сладкие также плоды им давая и тучные пастьбы -
Все что теперь лишь едва вырастает при нашей рабе ге;
Мы изнуряем волов, надрываем и пахарей силы,
Тупим железо, и все ж не дает урожая нам поле, -
Так оно скупо плоды производит и множит работу.
И уже пахарь-старик, головою качая, со вздохом
Чаще и чаще глядит на бесплодность тяжелой работы.
А если с прошлым начнет настоящее сравнивать время,
То постоянно тогда восхваляет родителей долю.
И виноградарь, смотря на тщедушные, чахлые лозы,
Век, злополучный, клянет и на время он сетует горько,
И беспрестанно ворчит, что народ, благочестия полный,
В древности жизнь проводил благодатно, довольствуясь малым, -
976 Комментарии к с. 32&-3-
Хоть и земельный надел был в то время значительно меньше, -Не понимая, что все дряхлеет и мало-помалу, Жизни далеким путем истомленное, сходит в могилу.
ч (Лукреций. О природе вещей. М., 1937, с. 100; перевод ФА Петровского).]
15 См. прим. 8 к главе 2.
16' CumontF. in: Revue de Philosophic. 1897, vol. XXI, p. 152-153.,
ir CumontF. Les religieus orientalis dans la paganisme remain. Paris, 1929,^ p. 38-40.
18" Цит. по: WenleyR.M. Stoicism and Its Influence. New York, 1927, p. 169..
19"См.: 1 Фес. 1,8-9. Ср.: Рим. 10,8: «Но что говорит Писание? "Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем", то есть слово веры, которое проповедуем».
20 2 Кор. 4,5.
21 «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал. 1,11-12).
22 Expressis verbis (лат,) — отчетливыми словами, совершенно четко, с полной ясностью.
23* Mackinnon }. The Gospel in the Early Church // A Study of the Early Development of Christian Thought. London-New York, 1933, p. 139-140.
241 Кор. 3,19.
2S* Цит. по: KiddB.J. (ed). Documents Illustrating the History of the Church. New York, 1920, vol. I, p. 55-57.
26 Подробнее об отношении Тертуллиана к языческой культуре, о его резком противопоставлении «Афин и Иерусалима, Академии и Церкви» см.: Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979, с. 110-127.
"Августин. Исповедь. М., 1991, с. 66,205,172 (кн. 1,ХШ, 22; кн. 8, X, 22; кн. 7, VI, 8).
28 См.: Августин. О граде Божием, М., 1994, т. I, с. 54.
29 Там же, с. 229 (кн. IV, гл. XXXII): «...Люди мниморазумные и мудрые позаботились обманывать народ в религии и тем самым не только чтить демонов, но и подражать им, преисполненным величайшею страстью обманывать. Ибо как демоны могут обладать теми только, кого прельщают обманом, так точно и люди-правители, конечно не справедливые, а подобные демонам, — то, что знали за ложное, выдавали народу от лица религии за истинное, связывая его чрез то как бы более тесным гражданским союзом, чтобы подобно демонам повелевать покорными».
30 См.: Августин. Исповедь, с. 67 (кн. 1, XIII, 22; кн. 1, XIV, 23). Ср. резкий отзыв Августина об «утонченном безумии сценических игр» (О граде Божием, т. 1, с. 56).
31 Я желаю знать Бога и душу. — А более ничего? — Решительно ничего (лат.) — цитата из «Монологов» (1,2, 7). См.: Августин. Творения. СПб.-Киев, 1998, т. 1, с. 318: Об истинной религии.