^Донатисты — раннехристианская секта, возникшая во время гонения на христиан в начале IV в. Название секты происходит от имени ее руководителя — карфагенского епископа Доната Великого {не путать с грамматиком Элием Донатом). Донатисты были сторонниками религиозной строгости и, в частности, требовали сурового осуждения христиан-отступников, выдававших по приказу римского императора Диоклетиана свои священные книги для сожжения. Арелатский церковный собор 313г. осудил и отступников и донатистов, что побудило последних к образованию самостоятельной церкви, пользовавшейся в течение двух столетий значительным влиянием у населения Северной Африки. Противником Доната был Августин, вынудивший многих его сторонников перейти в католичество; тем не менее донатизм продержался вплоть до византийского времени.
О гностицизме см. прим. 5 к главе 3.
33 См. прим. 28 к главе 13.
34 Верь, чтобы понимать; понимай, чтобы верить (лат.). Первая часть изречения — известная формула Августина, провозглашенная в одном из его писем. См.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979, с. 65.
|
|
3S" De WulfM. History of Medieval Philosophy. New York, 1909, p. 70. i6' Harris C.R.S. Philosophy, in: The Legacy of the Middle Ages, p. 227. 37 См. прим. 16 к главе 9. ia" De WulfM. Op. cit, p. 70. 34 См. прим. к главе 12.
40 Соответствие разума и вещи (лат.) — определение истины, сформулированное Фомой Аквинским («Сумма против язычников», 1,59,62). Такое же определение истины дано в «Сумме теологии» (I, q. 1, 2 с). См.: Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975, с. 154."
41 О «чувственном познании» у Фомы Аквинского см.: там же, с. 83-89. В приложении к книге напечатаны отрывки из произведений Фомы Аквинского в переводе С.С. Аверинцева. См. также: Символ. Париж, 1995, №33, с. 185-212; там же (с. 7-184) опубликованы «Дг. 4ии в Ласках» польского профессора, ученика Э. Жильсона Г/гефана Сзг.жавски «Святой Фома, прочитанный заново».
42' St. Thomas. Summa contra Gentiles. London, 1904, bk. 1, chap. III.
43*Ibid.,bk.I,chap.V,VI.
44* Summa theologica. II, II, q. 9, a 2, ad. 1.
45' Summa contra Gentiles, bk. I, chap. VII.
46 Forte, fortissimo (union.} — музыкальные термины, означающие, соответственно, постепенное нарастание силы, громко (сильно), очень громко.
О crescendo —см. прим. 45 к главе 12.
47 См. прим. 24 к главе 13.
w Alter ego (лат.) — второе Я; двойник. По Аристотелю («Никома-хова этика», 1165а31) и стоику Зенону, «друг — второй Я». См.: Аристотель. Сочинения: В 4т. М., 1984, т. 4, с. 250-251; Диоген Лаэртский.
П. Л. Сорокин
Комментарии к с. 341-346
О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, с. 276
(VII, 23).
49 См. прим. 7 к главе 2.
50 П.А. Сорокин ссылается на сочинение Т. Кампанеллы «De civitate soils» {безуказания страницы). В русском переводе «Государства Солнца» этих слов, однако, найти не удалось.
5I* Samtliche Schriften (1669), Bd. I, S. 30.
|
|
"* Correspondence of Descartes and Hygens, p. 182.
sr Smith P. Correspondence, p. 421.
54 Паскаль Б. Мысли. М., 1994, с. 325: фр. 229.
55МонтеньМ. Опыты. М., 1996, т. 1, с. 447 (кн. 2, гл. XII: «Апология Раймунда Сабунского»). П.А. Сорокин источник этой цитаты указывает весьма расплывчато и неправильно: «Опыты», т. 1. гл. XXVI и т. 3, гл. XIII.
Motto (итал.) —девиз.
56 См. прим. 4 к главе 19.
57 Контрреформация — церковно-политическое движение в Западной Европе XVI-XVII вв., организованное папством и направленное против Реформации с целью восстановления утраченных католицизмом позиций. Идеологическая программа Контрреформации была выработана на Тридентском соборе 1545-1563 гг., после которого был признан безусловный авторитет пап в делах веры, введена строгая церковная цензура, издан «Индекс запрещенных книг», создан целый ряд коллегий для специальной подготовки католического духовенства, направлявшегося в особенности в те страны, где Реформация имела значительные успехи. Результатом Контрреформации были религиозные войны XVI-XVII вв., охватившие Францию, Испанию, Германию, Чехию, Польшу; одним из проявлений Контрреформации была и «охота за ведьмами» во многих странах в XVI-XVII вв., принимавшая временами характер массового психоза.
58 «Социальная физика» — понятие, введенное в науку О. Контом и широко используемое русским социологом и правоведом Е.В. Спекторс-ким, автором двухтомного исследования «Проблема социальной физики в XVII столетии (Варшава, 1910; Киев, 1917). «Работая над философской и научной литературой этого века, Спекторский нашел, что проблема социальной физики не могла не возникнуть в век, когда физика впервые стала строгой и положительной наукой, и что тогдашние обществоведы действительно испытывали влияние этой науки. Он даже пришел к убеждению, что эти обществоведы "глубже и правильнее понимали методологию проблемы, чем эпигоны XIX века", которые ее только видоизменяли, если не искажали». И все-таки он должен был признать, что их постигла «крупная теоретическая неудача, одна из самых крупных в истории науки», не могущая, однако, по его мнению, служить основанием для пренебрежительного отношения к тогдашним обществоведам. Он даже выражал известного рода сожаления по поводу того, что в наше время почти утрачена вера в общественную науку данного типа, когда большинство
Комментарии к с. 346-353
теоретиков, как выразился он, отступило назад, вернулось от высшего и более совершенного методологически, именно рационального типа науки к низшему, конкретно-эмпирическому типу, хотя бы это было уместно и благоразумно. В конце концов, Спекторский дал необычайно ценную историю социологии, с той только оговоркой, что большая часть труда посвящена вопросам чистой философии, научной методологии и психологии и лишь конец второго тома — специально "рациональной социологии" с подразделением ее на статику и динамику» (Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996, с. 134-135).
П.А. Сорокин в своих произведениях «американского периода» довольно часто ссылался на «превосходный труд» Е.В. Спекторского. «Этот труд, — писал он, — вероятно, лучшее исследование социальной физики XVII в. Я благодарен проф. Спекторскому за то, что он любезно прислал мне единственный экземпляр этой книги, который у него был. Этот труд настолько ценен для истории социальной, политической и этической мысли, что его нужно было бы перевести и сделать доступным для иностранных специалистов» (Sorokin P. Contemporary Sociological Theories. Through the First Quarters of the Twentieth Century. New York, Evanston and London, 1956, p. 4).
59 Modo mathematico sive geometrico (лат.) — математический или геометрический способ.
60 Primum vivere, deinde philosophare (лат.} — сначала жить, а потом философствовать.
61 Арианство — христианско-богословское учение, разработанное александрийским священником Арием ок. 318 г., в котором утверждалось, что Бог-Отец и Бог-Сын не «единосущны», а «подобосущны», чем по сути дела снималась центральная для христианства идея богочеловека. На Никейском соборе в 325 г. арианство было осуждено как ересь.
|
|
Монофшитство, основанное константинопольским архимандритом Евтихием в V в., признает не две природы Иисуса Христа (божественная и человеческая), а одну — божественную. Монофизитство но. '^чило широкое распространение в восточных областях Ви -антийскол империи, в 451 г. наХалкидонском соборе было осуждено как ересь. Ка основе моно-физитства в Армении возникла армяно-григорианская церковь, а в Эфиопии — коптская.
Несторианство (от имени основателя — константинопольского патриарха Нестория) — учение, возникшее в Византии в V в. и, в противоположность монофизитству, признававшее за Иисусом лишь человеческую природу; Христом (миссией) он стал через наитие Св. Духа, а Слово Божие (Логос) пребывало в нем лишь в относительном соединении. На Эфиопском соборе 431 г. Несторяй был осужден как еретик, после чего его последователи, подвергшиеся гонениям, расселились к востоку от границ Византийской империи вплоть до Китая. В настоящее время последователи Нестория в качестве сектантов еще имеются в Турции и Иране.
Комментарии к с. 365-379