Комментарии к с. 333-340

^Донатисты — раннехристианская секта, возникшая во время го­нения на христиан в начале IV в. Название секты происходит от имени ее руководителя — карфагенского епископа Доната Великого {не путать с грамматиком Элием Донатом). Донатисты были сторонниками религи­озной строгости и, в частности, требовали сурового осуждения христиан-отступников, выдававших по приказу римского императора Диоклетиа­на свои священные книги для сожжения. Арелатский церковный собор 313г. осудил и отступников и донатистов, что побудило последних к обра­зованию самостоятельной церкви, пользовавшейся в течение двух столе­тий значительным влиянием у населения Северной Африки. Противни­ком Доната был Августин, вынудивший многих его сторонников перейти в католичество; тем не менее донатизм продержался вплоть до византий­ского времени.

О гностицизме см. прим. 5 к главе 3.

33 См. прим. 28 к главе 13.

34 Верь, чтобы понимать; понимай, чтобы верить (лат.). Первая часть изречения — известная формула Августина, провозглашенная в одном из его писем. См.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979, с. 65.

3S" De WulfM. History of Medieval Philosophy. New York, 1909, p. 70. i6' Harris C.R.S. Philosophy, in: The Legacy of the Middle Ages, p. 227. 37 См. прим. 16 к главе 9. ia" De WulfM. Op. cit, p. 70. 34 См. прим. к главе 12.

40 Соответствие разума и вещи (лат.) — определение истины, сфор­мулированное Фомой Аквинским («Сумма против язычников», 1,59,62). Такое же определение истины дано в «Сумме теологии» (I, q. 1, 2 с). См.: Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975, с. 154."

41 О «чувственном познании» у Фомы Аквинского см.: там же, с. 83-89. В приложении к книге напечатаны отрывки из произведений Фомы Аквинского в переводе С.С. Аверинцева. См. также: Символ. Париж, 1995, №33, с. 185-212; там же (с. 7-184) опубликованы «Дг. 4ии в Ласках» польского профессора, ученика Э. Жильсона Г/гефана Сзг.жавски «Свя­той Фома, прочитанный заново».

42' St. Thomas. Summa contra Gentiles. London, 1904, bk. 1, chap. III.

43*Ibid.,bk.I,chap.V,VI.

44* Summa theologica. II, II, q. 9, a 2, ad. 1.

45' Summa contra Gentiles, bk. I, chap. VII.

46 Forte, fortissimo (union.} — музыкальные термины, означающие, соответственно, постепенное нарастание силы, громко (сильно), очень громко.

О crescendo —см. прим. 45 к главе 12.

47 См. прим. 24 к главе 13.

w Alter ego (лат.) — второе Я; двойник. По Аристотелю («Никома-хова этика», 1165а31) и стоику Зенону, «друг — второй Я». См.: Арис­тотель. Сочинения: В 4т. М., 1984, т. 4, с. 250-251; Диоген Лаэртский.

П. Л. Сорокин

Комментарии к с. 341-346

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, с. 276

(VII, 23).

49 См. прим. 7 к главе 2.

50 П.А. Сорокин ссылается на сочинение Т. Кампанеллы «De civitate soils» {безуказания страницы). В русском переводе «Государства Солн­ца» этих слов, однако, найти не удалось.

5I* Samtliche Schriften (1669), Bd. I, S. 30.

"* Correspondence of Descartes and Hygens, p. 182.

sr Smith P. Correspondence, p. 421.

54 Паскаль Б. Мысли. М., 1994, с. 325: фр. 229.

55МонтеньМ. Опыты. М., 1996, т. 1, с. 447 (кн. 2, гл. XII: «Апология Раймунда Сабунского»). П.А. Сорокин источник этой цитаты указывает весьма расплывчато и неправильно: «Опыты», т. 1. гл. XXVI и т. 3, гл. XIII.

Motto (итал.) —девиз.

56 См. прим. 4 к главе 19.

57 Контрреформация — церковно-политическое движение в Запад­ной Европе XVI-XVII вв., организованное папством и направленное про­тив Реформации с целью восстановления утраченных католицизмом по­зиций. Идеологическая программа Контрреформации была выработана на Тридентском соборе 1545-1563 гг., после которого был признан безус­ловный авторитет пап в делах веры, введена строгая церковная цензура, издан «Индекс запрещенных книг», создан целый ряд коллегий для специ­альной подготовки католического духовенства, направлявшегося в осо­бенности в те страны, где Реформация имела значительные успехи. Резуль­татом Контрреформации были религиозные войны XVI-XVII вв., охватившие Францию, Испанию, Германию, Чехию, Польшу; одним из проявлений Контрреформации была и «охота за ведьмами» во многих странах в XVI-XVII вв., принимавшая временами характер массового пси­хоза.

58 «Социальная физика» — понятие, введенное в науку О. Контом и широко используемое русским социологом и правоведом Е.В. Спекторс-ким, автором двухтомного исследования «Проблема социальной физики в XVII столетии (Варшава, 1910; Киев, 1917). «Работая над философской и научной литературой этого века, Спекторский нашел, что проблема со­циальной физики не могла не возникнуть в век, когда физика впервые стала строгой и положительной наукой, и что тогдашние обществоведы действительно испытывали влияние этой науки. Он даже пришел к убеж­дению, что эти обществоведы "глубже и правильнее понимали методоло­гию проблемы, чем эпигоны XIX века", которые ее только видоизменяли, если не искажали». И все-таки он должен был признать, что их постигла «крупная теоретическая неудача, одна из самых крупных в истории на­уки», не могущая, однако, по его мнению, служить основанием для пре­небрежительного отношения к тогдашним обществоведам. Он даже вы­ражал известного рода сожаления по поводу того, что в наше время почти утрачена вера в общественную науку данного типа, когда большинство

Комментарии к с. 346-353

теоретиков, как выразился он, отступило назад, вернулось от высшего и более совершенного методологически, именно рационального типа на­уки к низшему, конкретно-эмпирическому типу, хотя бы это было уме­стно и благоразумно. В конце концов, Спекторский дал необычайно цен­ную историю социологии, с той только оговоркой, что большая часть труда посвящена вопросам чистой философии, научной методологии и психологии и лишь конец второго тома — специально "рациональной социологии" с подразделением ее на статику и динамику» (Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996, с. 134-135).

П.А. Сорокин в своих произведениях «американского периода» до­вольно часто ссылался на «превосходный труд» Е.В. Спекторского. «Этот труд, — писал он, — вероятно, лучшее исследование социальной физики XVII в. Я благодарен проф. Спекторскому за то, что он любезно прислал мне единственный экземпляр этой книги, который у него был. Этот труд настолько ценен для истории социальной, политической и этической мысли, что его нужно было бы перевести и сделать доступным для иност­ранных специалистов» (Sorokin P. Contemporary Sociological Theories. Through the First Quarters of the Twentieth Century. New York, Evanston and London, 1956, p. 4).

59 Modo mathematico sive geometrico (лат.) — математический или геометрический способ.

60 Primum vivere, deinde philosophare (лат.} — сначала жить, а потом философствовать.

61 Арианство — христианско-богословское учение, разработанное александрийским священником Арием ок. 318 г., в котором утвержда­лось, что Бог-Отец и Бог-Сын не «единосущны», а «подобосущны», чем по сути дела снималась центральная для христианства идея богочеловека. На Никейском соборе в 325 г. арианство было осуждено как ересь.

Монофшитство, основанное константинопольским архимандритом Евтихием в V в., признает не две природы Иисуса Христа (божественная и человеческая), а одну — божественную. Монофизитство но. '^чило ши­рокое распространение в восточных областях Ви -антийскол империи, в 451 г. наХалкидонском соборе было осуждено как ересь. Ка основе моно-физитства в Армении возникла армяно-григорианская церковь, а в Эфи­опии — коптская.

Несторианство (от имени основателя — константинопольского пат­риарха Нестория) — учение, возникшее в Византии в V в. и, в противо­положность монофизитству, признававшее за Иисусом лишь человечес­кую природу; Христом (миссией) он стал через наитие Св. Духа, а Слово Божие (Логос) пребывало в нем лишь в относительном соединении. На Эфиопском соборе 431 г. Несторяй был осужден как еретик, после чего его последователи, подвергшиеся гонениям, расселились к востоку от границ Византийской империи вплоть до Китая. В настоящее время последователи Нестория в качестве сектантов еще имеются в Турции и Иране.

Комментарии к с. 365-379


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: