1 Гилозоизм (от греч. hyle — материя и zoe — жизнь) — термин, введенный английским философом Р. Кедвортом в 1678 г. для обозначения натур-философских концепций (преимущественно ранних греческих философов), отрицающих границу между «живым» и «неживым» и полагающих «жизнь» имманентным свойством праматерии. Как учение о всеобщей одушевленности универсума гилозоизм — синоним панпсихизма; чистый гилозоизм, как правило, требует последовательного монизма и исключает необходимость демиурга. В более или менее чистом виде гилозоизм засвидетельствован у Фалеса, Анаксимена, Гераклита и Диогена Аполлонийского.
2 См. прим. 45 к главе 12.
у Joel К. Wandlungen des Weltanschauung. Bd. I-III. Tubingen, 1928-1932 (особенно: Bd. I, S. 42-44,60-62}.
4 Diminuendo (итая.) — постепенно ослабевая, уменьшаясь (музыкальный термин).
5 Anno Domini (лат.} —в лето Господне; здесь —Рождество Христово.
6 ДвеБрихаспати — имеется в виду «Брихаспати-сутра» и легендарный древнеиндийский мудрец Брихаспати, к учению которого традиция относит истоки чарваки, атеистической и материалистической школы в индийской средневековой философии (см. прим. 16 к главе 3).
|
|
Настика (санскр. —отрицающий) —термин древнеиндийской философии для обозначения учений, отвергающих верховный авторитет Be; \. К настике относились философские школы буддизма, джайнизма и ло-каяты, противопоставляемые шести ортодоксальным школам. Однако в целом ряде случаев слово «настика» употребляются в качестве синонима атеизма и материализма. Подробнее о материализме в Древней Индии см.: Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана. История индийского материализма. М., 1961.
7 «Артхашастра» (санскр., букв. — «наука о пользе», о «практической жизни»; «наука об управлении государством» или «наука политики»), по мнению большинства исследователей, была написана министром императора Чандрагупты из династии Маурья Каутильей в IV в. до н. э. «Артхашастра» отводит религии подчиненное место по сравнению с экономикой и политикой; в ней говорится, что только материальные блага, ценности (артха) обеспечивают человеческое существование, что материальные блага являются основой религии и чувственных удовольствий, что управление государством, политика «обеспечивает сохранение и благополучие» философии, религии и экономики и что эти три науки корнями своими уходят в политику. В качестве подлинной философии в «Артха-шастре» признается материалистическое учение локаяты. Рус. перевод: Артхашастра, или Наука политики. М.-Л., 1959.
Комментарии к с. 381-382 981 ГЛАВА 16 _________________________________________________
'* Написана в сотрудничестве с И.О. Лосским и И.И. Лапшиным. 2 В «Брихадараньяка-упанишаде» (III, 8,8-11) приведен диалог между легендарным мудрецом Яджнявалкьей и дочерью Вачакну Гарги. Получив ответы на ряд своих вопросов, Гарги наконец спрашивает: «Во что же вплетено пространство?» И Яджнявалкья отвечает: «Поистине, Гарги, это называют брахманы непреходящим. Оно ни толсто, ни тонко. Ни коротко, ни длинно, ни красно [подобноогню], ни прилипчиво [подобно воде], оно ни тень, ни тьма, ни ветер, ни пространство, оно без осязания, без вкуса, без запаха, без зрения, без слуха, без речи, без мысли, без жара, без дыхания, без рта, без меры, без внутреннего, без наружного; оно ничего не ест; его никто не ест.
|
|
По велению этого непреходящего поистине, Гарги, пребывают отдельно солнце и луна. По велению этого непреходящего поистине, Гарги, пребывают отдельно мгновение, часы, дни и ночи, полумесяцы, месяцы, времена года и годы. По велению этого непреходящего поистине, Гарги, одни реки текут с белых гор [с гор, покрытых снегом, — в данном случае имеются в виду Гималаи] на восток, другие — на запад или в иную сторону. По велению этого непреходящего поистине, Гарги, люди воздают хвалу дарящим, боги жаждут жертвоприношений, предки — дарви [особый вид жертвоприношений].
Поистине, Гарги, для того, кто, не зная этого непреходящего, совершает возлияния и жертвоприношения в этом мире, предается тапасу [созерцанию и аскетизму] в течение многих тысячелетий, все это становится конечным. Гарги! Поистине жалок тот, кто, не зная этого непреходящего, покидает этот мир, А тот, Гарги, кто, зная это непреходящее, покидает этот мир, есть брахман.
Поистине, Гарги, это непреходящее есть невидимое видящее, неслышимое слышащее, немыслимое мыслящее, непознаваемое познающее. Нет иного видящего, кроме него, нет иного слышащего, кроме него, нет иного мыслящего, кроме него, нет иного познающего, кроме неге t арги! В это непреходящее поистине вплетено пространство» (Древнее щгйская философия. Начальный период. М., 1972, с. 159-160).
3 Цитата из Катха-Упанишады. См.: Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995, с. 138. П. А. Сорокин ссылается также на Дхам-мападу (рус. перевод: СПб., 1993) и «Жизнь Будды» Ашвагхоши (см. рус. перевод: Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. М., 1990).
4 Цитата из § 25 «Дао дэ цзин», памятника древнекитайской мысли, автором которого традиционно считается Лао-цзы. Русский перевод, осуществленный Ян Хин-шуном, значительно отличается от английского: «Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О беззвучная! О лишенная формы! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград. Ее можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее дао...» (Древнекитайская философия. Собрание текстов: В 2 т. М., 1972, т. 1,с. 122).