ГЛАВА 15. 1 Гилозоизм (от греч. hyle — материя и zoe — жизнь) — термин, введенный английским философом Р

1 Гилозоизм (от греч. hyle — материя и zoe — жизнь) — термин, введенный английским философом Р. Кедвортом в 1678 г. для обозначе­ния натур-философских концепций (преимущественно ранних греческих философов), отрицающих границу между «живым» и «неживым» и по­лагающих «жизнь» имманентным свойством праматерии. Как учение о всеобщей одушевленности универсума гилозоизм — синоним панпсихиз­ма; чистый гилозоизм, как правило, требует последовательного монизма и исключает необходимость демиурга. В более или менее чистом виде гилозоизм засвидетельствован у Фалеса, Анаксимена, Гераклита и Диоге­на Аполлонийского.

2 См. прим. 45 к главе 12.

у Joel К. Wandlungen des Weltanschauung. Bd. I-III. Tubingen, 1928-1932 (особенно: Bd. I, S. 42-44,60-62}.

4 Diminuendo (итая.) — постепенно ослабевая, уменьшаясь (музы­кальный термин).

5 Anno Domini (лат.} —в лето Господне; здесь —Рождество Хрис­тово.

6 ДвеБрихаспати — имеется в виду «Брихаспати-сутра» и легендар­ный древнеиндийский мудрец Брихаспати, к учению которого традиция относит истоки чарваки, атеистической и материалистической школы в индийской средневековой философии (см. прим. 16 к главе 3).

Настика (санскр. —отрицающий) —термин древнеиндийской фи­лософии для обозначения учений, отвергающих верховный авторитет Be; \. К настике относились философские школы буддизма, джайнизма и ло-каяты, противопоставляемые шести ортодоксальным школам. Однако в целом ряде случаев слово «настика» употребляются в качестве синонима атеизма и материализма. Подробнее о материализме в Древней Индии см.: Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана. История индийского материа­лизма. М., 1961.

7 «Артхашастра» (санскр., букв. — «наука о пользе», о «практической жизни»; «наука об управлении государством» или «наука политики»), по мнению большинства исследователей, была написана министром импе­ратора Чандрагупты из династии Маурья Каутильей в IV в. до н. э. «Арт­хашастра» отводит религии подчиненное место по сравнению с экономи­кой и политикой; в ней говорится, что только материальные блага, ценности (артха) обеспечивают человеческое существование, что матери­альные блага являются основой религии и чувственных удовольствий, что управление государством, политика «обеспечивает сохранение и благопо­лучие» философии, религии и экономики и что эти три науки корнями своими уходят в политику. В качестве подлинной философии в «Артха-шастре» признается материалистическое учение локаяты. Рус. перевод: Артхашастра, или Наука политики. М.-Л., 1959.

Комментарии к с. 381-382 981 ГЛАВА 16 _________________________________________________

'* Написана в сотрудничестве с И.О. Лосским и И.И. Лапшиным. 2 В «Брихадараньяка-упанишаде» (III, 8,8-11) приведен диалог между легендарным мудрецом Яджнявалкьей и дочерью Вачакну Гарги. Полу­чив ответы на ряд своих вопросов, Гарги наконец спрашивает: «Во что же вплетено пространство?» И Яджнявалкья отвечает: «Поистине, Гарги, это называют брахманы непреходящим. Оно ни толсто, ни тонко. Ни корот­ко, ни длинно, ни красно [подобноогню], ни прилипчиво [подобно воде], оно ни тень, ни тьма, ни ветер, ни пространство, оно без осязания, без вкуса, без запаха, без зрения, без слуха, без речи, без мысли, без жара, без дыхания, без рта, без меры, без внутреннего, без наружного; оно ничего не ест; его никто не ест.

По велению этого непреходящего поистине, Гарги, пребывают отдельно солнце и луна. По велению этого непреходящего поистине, Гарги, пребы­вают отдельно мгновение, часы, дни и ночи, полумесяцы, месяцы, време­на года и годы. По велению этого непреходящего поистине, Гарги, одни реки текут с белых гор [с гор, покрытых снегом, — в данном случае име­ются в виду Гималаи] на восток, другие — на запад или в иную сторону. По велению этого непреходящего поистине, Гарги, люди воздают хвалу дарящим, боги жаждут жертвоприношений, предки — дарви [особый вид жертвоприношений].

Поистине, Гарги, для того, кто, не зная этого непреходящего, совер­шает возлияния и жертвоприношения в этом мире, предается тапасу [со­зерцанию и аскетизму] в течение многих тысячелетий, все это становится конечным. Гарги! Поистине жалок тот, кто, не зная этого непреходяще­го, покидает этот мир, А тот, Гарги, кто, зная это непреходящее, покида­ет этот мир, есть брахман.

Поистине, Гарги, это непреходящее есть невидимое видящее, неслы­шимое слышащее, немыслимое мыслящее, непознаваемое познающее. Нет иного видящего, кроме него, нет иного слышащего, кроме него, нет иного мыслящего, кроме него, нет иного познающего, кроме неге t арги! В это непреходящее поистине вплетено пространство» (Древнее щгйская фи­лософия. Начальный период. М., 1972, с. 159-160).

3 Цитата из Катха-Упанишады. См.: Мюллер М. Шесть систем индийс­кой философии. М., 1995, с. 138. П. А. Сорокин ссылается также на Дхам-мападу (рус. перевод: СПб., 1993) и «Жизнь Будды» Ашвагхоши (см. рус. перевод: Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. М., 1990).

4 Цитата из § 25 «Дао дэ цзин», памятника древнекитайской мысли, автором которого традиционно считается Лао-цзы. Русский перевод, осу­ществленный Ян Хин-шуном, значительно отличается от английского: «Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О беззвучная! О лишенная формы! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград. Ее можно считать матерью Подне­бесной. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее дао...» (Древ­некитайская философия. Собрание текстов: В 2 т. М., 1972, т. 1,с. 122).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: