«Берос, —сообщает Витрувий, —который происходил из государства халдеев, или, лучше сказать, из халдейского народа и который в Азии открыл халдейскую школу, высказал относительно луны следующее мнение: она представляет собою шар, имеющий одну половину светлую, а остальную часть небесного цвета; когда она, совершая свой путь, подходит под диск солнца, тогда, захваченная его лучами и под напором его жара, она поворачивается к свету свою светлую половину, вследствие родства ее сущности со светом солнца; а когда она, отдалившись от диска солнца, обращена к более высокому пространству, тогда ее нижняя, неосвещенная часть благодаря своему сходству по цвету с воздухом кажется темной. Когда луна стоит перпендикулярно к лучам солнца, тогда весь ее свет удерживается в верхней части ее диска, и в это время она называется «новой» (МаркВитрувий Поллион. Об архитектуре. Л., 1936, с. 268).
«Что касается всего прочего из области астрономии: именно — какое действие оказывают на человеческую жизнь двенадцать [зодиакальных) созвездий, пять планет, солнце и луна, — всем этим мы обязаны рассуждениям халдеев, так как наука предсказаний по расположению звезд при рождении человека принадлежит им, именно они могут объяснить прошлое и предсказать будущее на основании соображений по звездам. А способы этих расчетов, найденных с великим искусством и остроумием, оставили нам те люди, которые произошли из самого халдейского народа. Первый, Берос, обосновавшийся на острове Косе и в Косском государстве, открыл там школу; после него — его последователь Антипатр, а затем Ахинапол, который оставил разъяснения предсказаний не только по расположению звезд при рождении, но и в момент зачатия» (там же, с, 273). «Солнечные часы в виде выдолбленного [полого] полукруга из тесаного [квадратного] камня, вырезанного сообразно местному наклону мировой оси, говорят, изобрел халдеец Берос» (там же, с. 277).
|
|
По сообщению Плиния Старшего, Беросу «за божественные предсказания афиняне поставили в гимнасии от имени государства снятую с позолоченным языком» (Плиний Старший. Естествознание. Об Искусстве. М.,
1994, с. 152).
21 Рассказывая историю «Заратустры» в книге «Ессе Homo», Ф. Ницше писал: «Основная концепция этого произведения — мысль о вечном возвращении, эта высшая форма утверждения, которая вообще может быть достигнута...» (Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990, т. 2, с. 743). О проблематике «вечного возвращения» и связанного с нею круга идей подробнее см.: ЭлиадеМ. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. СПб., 1998 (на с. 220 упомянуты «великолепные исследования Пьера Дюгема [Дюана] и Л. Торндайка, дополненные и расширенные Сорокиным»).
22' CumontF. Les religions orientalis. 1929, p. 164.
" По Гесиоду (Труды и дни, 104-201), первое поколение людей в правление Кроноса наслаждалось полным блаженством. «Жили те люди, как