Комментарии к с. 604. Забывших средь скитаний по чужим краям

Забывших средь скитаний по чужим краям. Другим, что здесь меж нами, обнищалые, В постыдном рабстве жили, трепеща владык, Игралища их прихотей, свободу дал. Законной властью облеченный, что сумел, С насильем правду сочетав, — исполнил я. Уставы общих малым и великим прав Я начертал, всем равный дал и скорый суд. Когда б другой, корыстный, злонамеренный, Моим рожном вооружился, стада б он Не уберег и не упас. Когда бы сам Противников я слушал всех и слушал все, Что мне кричали эти и кричали те, Осиротел бы город, много пало бы В усобице сограждан. Так со всех сторон Я отбивался, словно волк от своры псов.

(Античная лирика. М., 1968, с. 135. Перевод Вяч. Иванова).

Подробнее о Солоне, его политических реформах и поэзии см.: Бон-нар А. Греческая цивилизация. [Кн. 1]. От Илиады до Парфенона. М, 1992, с. 139-158. Заканчивая свой рассказ о Солоне, А. Боннар пишет: «Если попытаться в заключение определить, каковы те глубочайшие истоки, каков тот внутренний импульс, который позволил Солону совершить столь дивное дело, мы ответим, вероятно, так: Солон любил свой народ, любил справедливость, он верил в них так, как верят в бога. Его бог был наделен не только необходимой властью, но и справедливостью...

Любовь к своему народу приводит к тому, что, словно против воли, у него вырывается возмущение против условий, при которых одному чело­веку приходится дрожать перед прихотью другого человека. Так любил

Солон свой народ!

Но как же он любил справедливость! Справедливость - это лик бо­жества, в которое он верит...

[Из поэтических отрывков] видно, что Солон стал политиком и вели­ким законодателем лишь потому, что он был прежде тсего человеком большого ума, человеком, в котором ясность мысли сочеталась с сердеч­ным жаром. Он был поэт и, как говорили греки, "энтузиаст". В нем жила справедливость. Солон стремился утвердить ее правление в нарождаю­щейся демократии» (Боннар А. Указ, соч., с. 157-159).

10 Социально-политические взгляды Горгия изложены в диалоге Пла­тона, названном именем этого софиста. Горгий утверждает здесь, что он — создатель «величайшего для людей блага», того, «что поистине составляет величайшее благо и дает людям как свободу, так равно и власть над други­ми людьми, каждому в своем городе».

Это — «способность убеждать словом и судей в суде, и советников в Совете, и народ в Народном собрании, да и во всяком ином собрании


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: