В системе показателей качества трудовой жизни можно выделить группы, сформированные на основе семи комплексных критериев:
1) содержание и организация труда работников;
2) организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала;
3) оценка и аттестация работников;
4) организация рабочего места;
5) развитость организационной культуры;
6) система стимулирования персонала;
7) соблюдение трудового законодательства.
Основные положения балльной оценки эффективности труда
Суть методики – рассмотрение эффективности деятельности персонала как отношение фактически достигнутых критериальных показателей к базисным значениям конечных результатов деятельности.
Принципы методики:
1) осуществление оценки с помощью совокупности экономических, социальных и организационных показателей;
2) использование моделей экономического стимулирования достижения конечных результатов;
3) формирование комплексного показателя эффективности работы персонала с помощью весовых коэффициентов;
|
|
4) комплексный показатель эффективности расчитывается в виде суммы баллов с приведением к процентной шкале измерения.
Этапы балльной оценки:
1) определение номенклатуры показателей;
2) выбор модели экономического стимулирования;
3) определение весовых коэффициентов частных показателей;
4) обоснование расчета комплексного показателя эффективности труда;
5) проведение контрольных расчетов, внедрение методики в практику работы организации.
Модели экономического стимулирования частных показателей эффективности работы
Модель экономического стимулирования позволяет скорректировать частные показатели таким образом, чтобы они удачнее иллюстрировали достижение тех или иных результатов, с помощью функции стимулирования yi=f(xi), где yi – скорректированный показатель, f – сама функция, xi – исходный показатель.
Можно выделить четыре основных модели экономического стимулирования частных показателей эффективности работы:
1) линейная восходящая – y=kx, где k – коэффициент наклона, данная модель используется в случае, когда превышение базисного значения приветствуется, но поощряется понижение;
2) линейна нисходящая – y=200-x, используется, когда превышение базисного значения не поощряется;
3) модель стимулирования по пирамиде – y = x, при x<100%; y=x-200, при x>100%, используется, когда поощряется только 100%-ое достижение результата;
4) модель стимулирования по «штрафным санкциям» - y=-x, используется, когда любое значение показателя является нежелательным.