Больше тысячи фирм предлагают чай российским потребителям. При этом половину чайного рынка нашей страны уверенно удерживают за собой лишь несколько крупных компаний. Среди них есть как отечественные, так и зарубежные компании.
Среди фирм-поставщиков чая на российский рынок безусловным лидером является бельгийская корпорация «Юниле-вер», которая предлагает чай знаменитых торговых марок «Липтон» (элитные листовые чаи, пакетированный чай невысокого качества) и «Брук Бонд» (недорогой, но достаточно крепкий и тёмный). Специально для российского потребителя разработана марка чая «Беседа».
Шри-Ланкийская компания «Дилма» поставляет листовой, мелкий и пакетированный чай разного качества. Имеет различный цвет упаковки в зависимости от качества чая.
Компания «Ахмад Ти» - английская компания династии титестеров, которая основала фабрику по производству чая на Цейлоне и создала великолепные чайные смеси. Поставляет чай различных сортов, которые отличаются разноцветными полосами на упаковках.
Из российских поставщиков чая одной из крупнейших чайных компаний является «Орими-Трейд» (г.Санкт-Петербург). Её широко известные брэнды: из серии «Принцесс» (Нури, Канди, Гита, Ява) и торговая марка «Гринфилд».
Другая крупная компания «Май» специализируется, прежде всего, на реализации листового цейлонского и индийского чаёв: «Остров Цейлон», «Русское чаепитие», «Корона Российской империи», «Сафари», «Черный бриллиант», «Цветок лотоса» и др. Кроме того, она поставляет пакетированные чаи высших сортов.
Чайный дом «Гранд» выпускает дешевые чаи среднего качества, известные марки «Великий тигр», «Сандал», «Калькутта» и др.
Чайная компания «Люта» поставляет расфасованный индийский, ароматизированные и травяные чаи: «Каркаде-Экстра», «Золотая Люта», «Жасмин» и др.
При нарушении процессов производства и при хранении формируются различные дефекты чая, в том числе:
• засоренность (черешками, грубым листом, волокнами и другой примесью) возникает в результате сбора с кустов грубого чайного листа, в том числе при машинной уборке и недостаточной очистке при сортировке;
• мешанный чай получается в результате плохой сортировки или плохого подбора по однородности при купаже;
• кислый вкус и запах возникают из-за нарушения процесса и длительности ферментации, сушки;
• жаристый чай формируется в результате неправильной сушки (высокая температура и медленное продвижение чая в сушильном аппарате);
• серый цвет типса — это результат чрезмерного трения при сухой сортировке чая и продолжительном скручивании листа;
• мутный настой появляется вследствие переферментации чая;
• «водянистый», «пустой» вкус настоя может быть из-за чрезмерно слабого скручивания или слишком длительной ферментации чайного листа;
• безжизненный настой (чай с недостаточно вяжущим вкусом) появляется в результате повышенной влажности листа и «запаривания» чая при сушке;
• зелень чая (присутствие аромата «зелени» и горько
ватого вкуса) возникает в результате недостаточной фер
ментации;
• черный цвет типса бывает характерным для чая
майского и июньского сборов и при излишней сушке листа;
вследс™ ем „Т1Те ет ф ра рме арен „Г„ о листа р про о вляется-
• пестрый цвет разваренного листа формируется
при переработке и сортировке неоднородного материала;
• затхлый, плесневелый и другие посторонние запахи возникают из-за нарушения технологии хранения чайного листа и повышенной влажности (более 9%) чая при хранении. Такой чай к употреблению непригоден.
Сохраняемость исходных свойств чая в первую очередь определяется степенью герметичности, чистотой упаковки и отсутствием в ней постороннего запаха, а также соответствием условий хранения свойствам чая как коллоидно-капиллярно-пористого тела.