Агонистика (от греч. agon) — понятие, обозначающее состязание, борьбу, спорт, опасность, соревнование, соперничество, представляет собой явление, пронизывающее все сферы жизни древних греков (военную, спортивную, культурную, политическую, судебную). Но отчетливо проявляется соперничество и напряжение уже на уровне повседневном, в отношениях между поселянами. Так что Гесиод не без оснований писал: «сосед соревнует соседу...» Конечно, соперничество принадлежало, прежде всего, сфере военной: «...вечно блистать, над собой никакого не знать превосходства». Военные сражения и связанные с ними жестокости во многом раскрывают дух соперничества. Но с неменьшим накалом проходили у греков спортивные состязания, в ходе олимпийских игр проводилось состязание поэтов, драматургов и т.д. А почести, которыми награждались победители, расценивались как божественные. Наконец, политическая борьба — изгнание противников за пределы города, тирании и их свержения. Даже в «конституционный» период, после проведения ряда реформ, в Афинах, например, существует обычай «остракизма» — изгнания неугодных лиц путем всеобщего голосования черепками керамики — удобный случай выразить свое недовольство, нанести удар сопернику. Возникает вопрос: с чем мы имеем дело, — с выражением национальных особенностей или — особенностей социального развития?
Известный эллинист Феохарий Кессиди отмечает, что «отличительные черты характера древних эллинов, прежде всего афинян, — это «агональный» (состязательный, полемический) дух во имя стяжания славы, высокая оценка свободы, внешним выражением которой явились греческая демократия и победа эллинов над персидским колоссом, а также ориентация на «созерцательную жизнь» как на наилучшую форму жизни и деятельности, Эти черты национального характера греков, требовавшие огромного напряжения духовных и физических сил, способствовали достижению многих выдающихся результатов в различных областях жизни и культуры. Однако дух соперничества является не только созидательным началом, но и разрушительным. Злосчастная Пелопонесская война — яркий тому пример». В этой яркой характеристике древнегреческой культуры выражен весь агональный смысл: постоянное соперничество, неуспокоенность, но и, как следствие этого, постоянное социальное обновление, социальная и политическая нестабильность.
Социально-исторические основы агональной культуры в Греции, условия, вызывающие ее возникновение, охарактеризованы в книге А.И. Зайцева «Культурный переворот в Древней Греции УП1-У вв. до н.э.» (Л.,1985). Объект исследования книги А.И. Зайцева — одновременное зарождение в Греции истории, философии и художественной литературы. В исторически короткий период времени греки создают шедевры в области науки, искусства и литературы. Философские произведения, трагедия и комедия, лирика и наука — все это в сочетании с необычайным расцветом общественной жизни получило название «греческого чуда». Но где истоки этого «чуда», если понимать его как реальный историко-культурный факт?
Существенное уточнение темы дается уже на первых страницах: А.И. Зайцев начинает исследование критическим обзором расово-генетических теорий греческого чуда и достаточно прочно связывает исследование, и в особенности решение проблемы, с анализом этнологически-психологического материала. Впрочем, критикуя различные варианты объяснения греческого чуда и развенчивая выводы об исключительной наследственной одаренности греков (так же как и теории, основанные на ссылках на выгодные географические и климатические условия жизни древних греков), автор показывает, что его интересует исторический переход от Крито-микенской эпохи к полису.
Гипотеза об особой наследственной одаренности греков помимо ее несоответствия этнологическим фактам «не может объяснить греческую культуру в динамике ее развития», так же как и культурное развитие Греции, и прежде всего контакты с Древним Востоком, которые «имели сложную историю в условиях стабильности физико-географического мира от Микенской эпохи до XX века».
Содержащееся уточнение, однако, служит не столько целям развертывания характеристик античного полиса, социальности и культуры, сколько ограничению этнологического объекта изучения: греческий этнос — это совокупность небольших по территории и ограниченных по числу граждан городов-государств. Факт сам по себе не только значительный, но привлекающий к анализу в самых различных подходах. Здесь же (А.И. Зайцевым) он рассматривается как непосредственный продукт распространения железа. «Осевое время» реализовало себя по-разному в соответствии с этапом социального развития (в догосударственный и послего-сударственный период). У греков железо оказало влияние на формирование государства. Итак, этнологическое описание приобретает свой конкретно-исторический вид — это греки с их этносом и культурной общностью, полис же — это и ячейка, и зеркало этноса. Но это зеркало имеет, так сказать, двоякие свойства. Там, где не было демократии, там не было и культурного переворота, поскольку распространение железа и связанные с этим социальные сдвиги и послужили благоприятными условиями социокультурной динамики.
Но социальная динамика (как «агон») и античный полис как ее результат сами нуждаются в объяснении, поэтому небезынтересно возвратиться к характеристике «человека агонального», использовав выражение известного культуролога Якоба Буркхардта, который агониальное начало рассматривает как «движущую силу» в действиях личности. Главное ее проявление — победить любой ценой (ценой имущества, денег, здоровья и даже самой жизни), но не нарушая установленных правил (игры по правилам). В последнем случае победа оборачивается поражением. Опасности, связанные с таким стремлением, очевидны. Но, как отмечает Я. Буркхардт, в этом и состояла цель жизни каждого грека. Отсюда вытекает необычное честолюбие греков, стремление любой ценой достичь славы и известности, даже если это печальная слава Герострата, сжегшего прекрасный храм Артемиды Эфесской. Здесь нарушены «правила игры», и поэтому решение было соответствующее — «забыть Герострата», под страхом смерти было запрещено произносить его имя.
В повседневной жизни греки все делали для отстаивания своего мнения и достижения славы, яростно споря и противопоставляя каждому тезису антитезис. Не случайно в вопросах управления городом каждый из граждан подает совет. Вот этот эффект «политической равноодаренности» граждан и «умения жить сообща» и объясняет тайны греческой агонистики и ее направленности на достижение «калокогатии». Возникает вопрос, как умение играть на кифаре я бороться в палестре может сделать человека хорошим (т.е. добиваться славы и признания) гражданином (софисты лишь расширили список предлагаемых к обучению умений)? Секрет направленности античной культуры к агонистике кроется в проблеме, которую иногда вводят в исследовательский оборот под названием «ребенок-слуга». Античный «педагог» — это не воспитатель в нашем смысле, это слуга, сопровождающий юношу в палестру или гимнасий. Основная его задача — оградить юношу от совершения недостойного, но сам он не может быть образцом для подражания. Однако отсекая недостойное, педагог учит жить по правилам, по законам полиса, и система образования как агонального состязания подготавливает юношу к участию в этой «игре по правилам». Агональная личность — это двуликий Янус, на одной стороне которого может быть написано «будь внимательным к чужим мнениям, оберегайся зависти других, ничего сверх меры»; а на другой — «не обращай ни на кого внимания, действуй сообразно своим устремлениям, только победа и победа любой ценой».
Итак, агонистика — это показатель личной и социальной динамики, приобретаемый греками в ходе их социальной истории, прежде всего при переходе от Микен (с централизованно-бюрократической системой управления) к полису (с его верховенством закона, правами и обязанностями граждан). Но агонистика, состязательность уже сформировали личность, с ее чувством собственного достоинства, защитой собственных интересов, признания верховенства принятых правил. Все это и подготовит возникновение полиса как социокультурного факта.
Элементы агональной культуры прочно вошли в фундамент европейской культуры, Это — права и достоинство личности, обязательность закона для всех, авторитет как способность «сохранить лицо» и т.д. С этим же связана высокая оценка творческого начала в деятельности личности, прав авторства и запрет на плагиат и т.д., а также ориентация на «теорииный» (созерцательный) образ жизни, высокая оценка знания и науки, искусства, философии, которые вобрали в себя и пафос, и конкретные элементы агоннстики.