Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Что такое древнегреческая «пайдейя»?




Пайдейя (от греч. «pais» — ребенок) — вос­питание, культура как способ формирования са­мостоятельной, развитой личности, способной к осу­ществлению гражданских обязанностей и созна­тельному выбору в политической борьбе и при го­лосовании в народном собрании. Особенностью гре­ческого воспитания как культуры («пайдейи») яв­ляется сознательное формирование человека в соответствии с умопостигаемым образом идеаль­ного человека. Осознание ценностей (полисных, гражданских) и идеалов (свободного человека) — придает греческой идее фундаментальное значе­ние не только в истории воспитания, но и в исто­рии европейской культуры в целом. Воспитание осуществляется как в плоскости нормативного осоз­нания требований общества, так и самосознания — формирования ценностных воззрений личнос­ти. Как отмечает Вернер Йегер, «без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры».

Греческий термин «пайдейя» обзозначает как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле — «образование». В этих (далеко не всех возможных) значениях выражает­ся не только идея связи образования с воспитани­ем, но и идея глубокой, интимной взаимосвязи вос­питания и обучения, прочного овладения навыком, где эта связь становится особенно понятной, ког­да речь идет о «политике техне» — гражданском навыке, необходимом каждому полноправному гражданину полиса. Но именно эта «ремесленическая» сторона греческой «пайдейи» указывает, с одной стороны, на интеллектуальный характер античной культуры и образованности: овладевший определенными навыками расценивается как «зна­ток» (поведение оценивается в терминах знания — Ахилл «как лев, о свирепствах лишь мыслит», страшный циклоп Полифем «никакого не ведал закона»); с другой стороны, открывает перед на­шим восхищенным взором ее эстетические основа­ния, где образованность, просвещение и культура всегда предметны, непосредственно вещественны, как рукотворные произведения искусства. Плас­тический же характер греческой «пайдейи» под­черкивается ее вечно возобновляющейся сущнос­тью — это река жизни, в воды которой, как заме­тил Гераклит, нельзя вступить дважды, это быст­ротекущие юность и детство.

Само понятие «образования» — «пайдейи» со­держит некоторые структурные элементы и даже определенную структуру, как систему, в которой и процесс и результат предстают как нечто целост­ное — формирование человека. Греки создали уни­кальную систему образования, в которой формиру­ется не профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценнос­тными ориентациями. Несомненно, в этой обращен­ности к человеку и состоит непреходящая гуманис­тическая ценность античного понимания культуры, в основе которой лежит идеал человека, — идеал, выступающий целью культурного процесса.




Основные ценности греческой пайдейи выходят за пределы собственно педагогической сферы и формируются как нормы и образцы в контексте культуры. Исходным выступает аристократичес­кий тип культуры, в основании которого лежат глубокие генеалогические традиции (нередко ге­рои Гомера ведут свое происхождение от богов). Но со знатностью происхождения связывается обычно красота, физическое совершенство и даже физическое превосходство над другими и вытека­ющие из этого аристократические добродетели: умение защитить в бою свою честь, отличиться и достичь славы, «славы до небес». Добродетели наследуются, но для этого они должны быть за­щищены в сражении, единственной школе жизни, доступной гомеровским аристократам.

«Ойкосный» тип пайдейи предполагает преж­де всего воинскую подготовку, с ней связано обес­печение чести и славы. Тем самым закладывается основное звено» «калокогатии» — единство физи­ческого и нравственного (интеллектуального) со­вершенства, что и выступает основой для поли­сной системы образования.

В полисе «военные добродетели» дополнялись «гражданскими» и путь к ним пролегал через многолетнюю «схолэ». «Конечною целью образо­вательной работы в многолетней афинской школе являлось прежде всего осознание себя как пол­ноправного члена избранного состоятельного афин­ского общества».[4]

У грамматика ребенок обучался чтению и письму, знакомился с греческой литературой. Препо­давание музыки дополняло школу грамматика, так как многие стихи декламировались под музыку. С 12 лет мальчики посещали палестру, занимались гимнастикой. В гимнасиях мусическое и гимнас­тическое искусства соединяются в форме состяза­ний молодежи в том и в другом, причем при сте­чении зрителей, которыми были свободные граж­дане; при обсуждении государственных дел слу­шателями и зрителями, в свою очередь, станови­лась молодежь.

Собственно, целью образования выступает подготовка граждан, именно поэтому за грамма­тиком и кифаристом следует педотриб, а в восем­надцатилетнем возрасте начиналась проверка гражданской доблести. Проблема греческого об­разования состояла в том, что подготовка граж­дан не укладывалась в рамки профессионального образования: в случае нужды все мужчины горо­да становились воинами и политиками.

Все это и составляло, собственно, гуманитар­ную практику античной «пайдейи», определившую основное содержание античной культуры. Суть этой практики состояла в том, что этот образователь­ный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, он был подготовкой к общественной жизни в соответствии с достаточно широким на­бором норм и требований. В этом и состояла цель воспитания и культуры: развить в человеке ра­зумную способность суждений и эстетическое чув­ство прекрасного, что и позволяло ему обрести чувство меры и справедливости в делах граждан­ских и частных.





Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 3099; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8828 - | 7637 - или читать все...

Читайте также:

  1. XX век выделил в культуре направление постмодерна. Что такое постмодерн?
  2. Важной задачей остается такое использование ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при уменьшении затрат.
  3. ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  4. Влияние массажа на лимфатическую систему. Что такое лимфодренаж?
  5. Вопрос № 1. Что такое «Пандемия»?
  6. Вопрос № 10. Что такое истерика? Экстренная помощь при истерике.
  7. Вопрос № 2. Что такое истинный азимут?
  8. Вопрос № 4. Что такое агрессия? Экстренная психологическая помощь при агрессии.
  9. Вопрос № 4. Что такое двигательное возбуждение? Экстренная психологическая помощь при возбуждении.
  10. Вопрос № 4. Что такое истерика? Экстренная помощь при истерике.
  11. Вопрос № 4. Что такое нервная дрожь? Экстренная психологическая помощь при нервной дрожи.
  12. Вопрос № 4. Что такое нервная дрожь? Экстренная психологическая помощь при нервной дрожи.


 

35.175.121.230 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.