Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Что такое «катарсис»?




Катарсис (греч. catharsis) — очищение, воз­вышение, оздоровление, отделение худшего от луч­шего. Существуют три основные значения:

1. Религиозный;

2.Медицинский;

3. Эстетический.

Катарсис в религиозном смысле — это обряд очищения. В греческом языке употреблялся во множественном числе — «катармой», в латинском — lustratio — очищения и умилостивления как важ­нейшая часть религиозных отправлений, культовых церемоний. Очищения предшествовали всякому жертвоприношению. Внешняя и внутренняя чисто­та были направлены условием обращения челове­ка к богу, совершаемого при жертвоприношении. В частности обязательным считалось омовение рук, различного рода окуривания. Главными средства­ми очищения служили вода и огонь.

Вот как описывает Гомер очищения в обряде жертвоприношений:

Речь обратил тут к. собравшимся Нестор,

герой геренейский:

«Милые дети, мое повеленье исполнить

спешите:

Паче других преклонить я желаю на милость

Афину...»

Так он сказал; все заботиться начали: с поля

телицу

Скоро пригнали; пришли с корабля

Телемаховы люди,

С ним переплывшие море; явился

и златоискусник,

Нужный для ковки металлов принесши

снаряд: наковальню,

Молот, клещи драгоценной отделки и все,

чем обычно

Цело свое совершал он; пришла и богиня

Афина

Жертву принять...

Взяли телицу тогда за рога Стратион

и Ехефрон;

Воду им руки умыть в обложенной цветами

лохани

Вынес из дома Аретос, в другой же руке он

с ячменем

Короб держал;»

Такого рода очищения подготавливали чело­века к общению с богом, к «эпифании» — богояв­лению, настраивали на торжественный лад. Само жертвоприношение (чаще всего животного) позво­ляло человеку обратиться к богу с молитвой — просьбой, которую божество принимало или от­вергало.

Второй род религиозных очищений — очище­ния от скверны, греховности. Такого рода очище­ния должны были пройти не только отдельные люди, но целые города и войска. В этом случае очищение выступает способом покаяния. Наибо­лее известен эпизод очищения греческого воина после оскорбления, нанесенного Агамемноном богу Аполлону. Агамемнон забрал в рабство Хрисеиду, дочь жреца Аполлона — Хриса, и ответил от­казом жрецу, принесшему бесчисленный выкуп, чтобы «пленную дочь искупить». Аполлон «язву на воинство злую навел; погибли народы». Только возвращение Хрисеиды отцу, жертвоприношения Фебу (Аполлону) и очищения всего войска спасли греков.

Медицинские очищения рассматривались как способ оздоровления организма. В основе таких очищений лежало представление о соединении в человеке основных мировых стихии (идея микро- и макрокосмоса). Наиболее полно эта теория пред­ставлена в поэме Э?лпедокла «О природе», учив­шего о существовании четырех не сводимых друг к Другу стихий — огня, воздуха, воды и земли. В последующем Гиппократ разовьет теорию о пре­обладании одной из стихии в человеке и четырех типах человеческого темперамента.




Начало эстетического понимания катарсиса — очищающей роли искусства (в частности, музыки и песнопения) относят обычно к Гесиоду, описы­вающему волшебные свойства песнопения:

«Если кто сохнет, печалью терзаясь,

то стоит ему лишь

Песню услышать служителя муз, песнопевца,

о славных

Подвигах древних людей, о блаженных богах

олимпийских,

И забывает он тотчас о горе своем; о забо­тах

Больше не помнит: совсем он от дара богинь

изменился».

Но в таком случае и у Гомера, описывающего находящегося в печали Ахилла и успокаивающе­гося игрой на кифаре, также содержится понима­ние катарсической роли искусства.

Более определенно можно говорить о понима­нии катарсиса у пифагорейцев, которые ввели его в систему «пифагорейского образа жизни», где ог­ромную роль играли пищевые очищения, прогул­ки, мнемические упражнения и собственно катар­сис как врачевание души посредством музыки. Они прогоняли от себя уныние и тоску при помощи музыки, ко она же избавляла их от раздражения и гнева. Музыка здесь входит в комплекс катарсических упражнений, суть которых состоит в вос­становлении душевного равновесия. Еще более оп­ределенно очищение с душевным здоровьем свя­зывает Платон, для которого катарсис начинает­ся с употребления «подлинного знания» как «пищи для души». Прекрасное, способность человека при­помнить идеальные образы, запечатленные в душе, позволяет, по Платону, стать человеку на путь очи­щения от преходящего, наносного.



Аристотель, хотя и признавал катарсическую роль музыки, основное катарсическое действие приписывал познанию. Весьма спорным является вопрос о катарсической роли трагедии. Что испы­тывает человек (древний грек), когда в театре на­блюдает разворачивающуюся на сцене трагедию? Владислав Татаркевич отмечает: «Спорили о сле­дующем: имел ли Аристотель в виду очищение чувств или же очищение разума от чувств». Ис­следователи и сам Татаркевич приходят к выво­ду, что Аристотель имел в виду разрядку чувств, успокоение, а не воспитание, облагораживание зрителя. То есть предполагается, что для греков, и это показательно для Аристотеля, на первый план выносился психотерапевтический эффект искусст­ва, науки и познания. Катарсис, как способ ду­ховного оздоровления, освобождения человека от беспокойства и отрицательных эмоций, остается важнейшим элементом европейской культуры на всем протяжении ее существования, в том числе современной.





Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 556; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8804 - | 7624 - или читать все...

Читайте также:

  1. XX век выделил в культуре направление постмодерна. Что такое постмодерн?
  2. Важной задачей остается такое использование ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при уменьшении затрат.
  3. ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  4. Влияние массажа на лимфатическую систему. Что такое лимфодренаж?
  5. Вопрос № 1. Что такое «Пандемия»?
  6. Вопрос № 10. Что такое истерика? Экстренная помощь при истерике.
  7. Вопрос № 2. Что такое истинный азимут?
  8. Вопрос № 4. Что такое агрессия? Экстренная психологическая помощь при агрессии.
  9. Вопрос № 4. Что такое двигательное возбуждение? Экстренная психологическая помощь при возбуждении.
  10. Вопрос № 4. Что такое истерика? Экстренная помощь при истерике.
  11. Вопрос № 4. Что такое нервная дрожь? Экстренная психологическая помощь при нервной дрожи.
  12. Вопрос № 4. Что такое нервная дрожь? Экстренная психологическая помощь при нервной дрожи.


 

3.235.77.252 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.