double arrow
Что такое «катарсис»?

Катарсис (греч. catharsis) — очищение, воз­вышение, оздоровление, отделение худшего от луч­шего. Существуют три основные значения:

1. Религиозный;

2.Медицинский;

3. Эстетический.

Катарсис в религиозном смысле — это обряд очищения. В греческом языке употреблялся во множественном числе — «катармой», в латинском — lustratio — очищения и умилостивления как важ­нейшая часть религиозных отправлений, культовых церемоний. Очищения предшествовали всякому жертвоприношению. Внешняя и внутренняя чисто­та были направлены условием обращения челове­ка к богу, совершаемого при жертвоприношении. В частности обязательным считалось омовение рук, различного рода окуривания. Главными средства­ми очищения служили вода и огонь.

Вот как описывает Гомер очищения в обряде жертвоприношений:

Речь обратил тут к. собравшимся Нестор,

герой геренейский:

«Милые дети, мое повеленье исполнить

спешите:

Паче других преклонить я желаю на милость

Афину...»

Так он сказал; все заботиться начали: с поля

телицу

Скоро пригнали; пришли с корабля

Телемаховы люди,

С ним переплывшие море; явился

и златоискусник,

Нужный для ковки металлов принесши

снаряд: наковальню,

Молот, клещи драгоценной отделки и все,

чем обычно

Цело свое совершал он; пришла и богиня

Афина

Жертву принять...

Взяли телицу тогда за рога Стратион

и Ехефрон;

Воду им руки умыть в обложенной цветами

лохани

Вынес из дома Аретос, в другой же руке он

с ячменем




Короб держал;»

Такого рода очищения подготавливали чело­века к общению с богом, к «эпифании» — богояв­лению, настраивали на торжественный лад. Само жертвоприношение (чаще всего животного) позво­ляло человеку обратиться к богу с молитвой — просьбой, которую божество принимало или от­вергало.

Второй род религиозных очищений — очище­ния от скверны, греховности. Такого рода очище­ния должны были пройти не только отдельные люди, но целые города и войска. В этом случае очищение выступает способом покаяния. Наибо­лее известен эпизод очищения греческого воина после оскорбления, нанесенного Агамемноном богу Аполлону. Агамемнон забрал в рабство Хрисеиду, дочь жреца Аполлона — Хриса, и ответил от­казом жрецу, принесшему бесчисленный выкуп, чтобы «пленную дочь искупить». Аполлон «язву на воинство злую навел; погибли народы». Только возвращение Хрисеиды отцу, жертвоприношения Фебу (Аполлону) и очищения всего войска спасли греков.



Медицинские очищения рассматривались как способ оздоровления организма. В основе таких очищений лежало представление о соединении в человеке основных мировых стихии (идея микро- и макрокосмоса). Наиболее полно эта теория пред­ставлена в поэме Э?лпедокла «О природе», учив­шего о существовании четырех не сводимых друг к Другу стихий — огня, воздуха, воды и земли. В последующем Гиппократ разовьет теорию о пре­обладании одной из стихии в человеке и четырех типах человеческого темперамента.

Начало эстетического понимания катарсиса — очищающей роли искусства (в частности, музыки и песнопения) относят обычно к Гесиоду, описы­вающему волшебные свойства песнопения:

«Если кто сохнет, печалью терзаясь,

то стоит ему лишь

Песню услышать служителя муз, песнопевца,

о славных

Подвигах древних людей, о блаженных богах

олимпийских,

И забывает он тотчас о горе своем; о забо­тах

Больше не помнит: совсем он от дара богинь

изменился».

Но в таком случае и у Гомера, описывающего находящегося в печали Ахилла и успокаивающе­гося игрой на кифаре, также содержится понима­ние катарсической роли искусства.

Более определенно можно говорить о понима­нии катарсиса у пифагорейцев, которые ввели его в систему «пифагорейского образа жизни», где ог­ромную роль играли пищевые очищения, прогул­ки, мнемические упражнения и собственно катар­сис как врачевание души посредством музыки. Они прогоняли от себя уныние и тоску при помощи музыки, ко она же избавляла их от раздражения и гнева. Музыка здесь входит в комплекс катарсических упражнений, суть которых состоит в вос­становлении душевного равновесия. Еще более оп­ределенно очищение с душевным здоровьем свя­зывает Платон, для которого катарсис начинает­ся с употребления «подлинного знания» как «пищи для души». Прекрасное, способность человека при­помнить идеальные образы, запечатленные в душе, позволяет, по Платону, стать человеку на путь очи­щения от преходящего, наносного.

Аристотель, хотя и признавал катарсическую роль музыки, основное катарсическое действие приписывал познанию. Весьма спорным является вопрос о катарсической роли трагедии. Что испы­тывает человек (древний грек), когда в театре на­блюдает разворачивающуюся на сцене трагедию? Владислав Татаркевич отмечает: «Спорили о сле­дующем: имел ли Аристотель в виду очищение чувств или же очищение разума от чувств». Ис­следователи и сам Татаркевич приходят к выво­ду, что Аристотель имел в виду разрядку чувств, успокоение, а не воспитание, облагораживание зрителя. То есть предполагается, что для греков, и это показательно для Аристотеля, на первый план выносился психотерапевтический эффект искусст­ва, науки и познания. Катарсис, как способ ду­ховного оздоровления, освобождения человека от беспокойства и отрицательных эмоций, остается важнейшим элементом европейской культуры на всем протяжении ее существования, в том числе современной.






Сейчас читают про: