Сущность культуры любой эпохи во многом выражается в представлениях человека о себе самом, о смысле своей жизни в данном обществе, ее ориентирах, целях, интересах, характеризующих как все общество, так и людей различных социальных групп.
В средневековой культуре эти ценности обусловлены особенностями феодального земельного хозяйства с его условностью владения землей, личным и экономическим подчинением вассалов, стабильностью взаимных обязательств вассала и сеньора. Все это создавало экономическую основу для жесткой социальной иерархий, которая устанавливала строго определенный характер взаимодействия социальных групп общества, положение человека в нем. Прежде всего они определяются отношениями личной преданности, верности, покровительства, закрепляемых договорами (клятвами), многовековыми традициями. Поэтому главным принципом жизни человека средневекового общества было служение. Именно выполнение своих обязанностей, обусловленных положением человека в социальной и духовной иерархии, рассматривалось как главная ценность, смысл жизни.
Главным «объектом» служения был Бог. Ему служили все — духовенство, дворянство, народ. Разумеется, главную роль в таком служении играли деятели церкви, для них это призвание совпадало с профессией. Служение Богу духовенства проявлялось как в специфической работе церкви — молитвах, соблюдении обрядов, проведении религиозных праздников и т.п., так и в практике мирной жизни (монастыри). Служение Богу предполагает любовь к нему, принимаемую как духовное устремление к Богу, а также надежду на спасение от мирской греховности с помощью Бога на путях смирения и покорности. Разумеется, в основе любви и надежды лежит глубокая искренняя вера в Бога как особое состояние души человека. Бог обеспечивает единство общества, средневековый человек свою принадлежность к нему ощущает главным образом духовно.
Вторым объектом служения является господин, сеньор, причем вассал гордится личной преданностью ему, находит радость в служении своему господину, а не тяготится им. В этих условиях личная свобода человека — дворянина — не идет дальше свободы выбора своего сеньора. Для рыцарей объектом служения была также и Прекрасная Дама: в значительной степени преклонение перед ней было отзвуком почитания Девы Марии — матери Христа, широко распространенное в средние века. Рыцарский идеал жизни предполагает, кроме служения Богу, сеньору и даме, также и другие цели — воинскую доблесть, славу, заботу о чести и т.п. Служение простого народа воплощалось, прежде всего, в труде, выполнении раз личных феодальных повинностей перед своим феодалом, которого он не может и выбирать.
В средние века осуществлялся переход от античного общества свободных, политически равных граждан — к феодальной иерархии сеньоров и вассалов; от служения обществу, государству — к личному служению своему господину. Эта система находит свое идейное обоснование в христианстве, которое объявляет богоугодным сословную организацию жизни общества, ее иерархичность, когда каждый человек имеет свое место в мире, знает предъявляемые к себе требования и живет в строгом соответствии с ними.
Итак, средневековый тип отношения человека к миру, смысл его жизни формируется на основе феодальной собственности, сословной замкнутости, духовном господстве христианства, преобладании духовного целого, вечного над индивидуальным, преходящим. Христианство все идеалы, которые воодушевляли античность, — радость земного бытия, чувственное восприятие реального мира, представления о человеке во всей его мощи и славе как о прекраснейшем создании — заменило стремлением к загробному существованию, умалением человека, сведением его к греховному существу, осуждением всех радостей. Переход от античного атлета, живущего в гармонии с миром, земными радостями, к аскету, устремленному к вероисповедальному единству с Богом, являет собой новый уровень духовного самосознания человека. В христианстве образцом выступает человек смиренный, духовный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей помощью, знающий свое место в мире, свою роль в обществе.
Вместе с тем в этих условиях намечается поворот к становлению человека как личности. До XIII века преобладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуального, главным для человека была типичность. Европеец жил в обществе, в котором человек стремился быть «как все», что олицетворяло воплощение христианской добродетели. Средневековый человек выступал как жестко определенная в своей жизни личность, олицетворяющая подчинение личного всеобщему, общепринятому, освященному религией.
После XIII века намечается мировоззренческий поворот, все более осознаются притязания отдельной личности на признание. Этот процесс идет постепенно, поэтапно, начинается с осознания принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, где личные характеристики возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом. Человек становится сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира).
Следующий этап - выполнение человеком своих социальных ролей. Собственно говоря, в зрелом средневековье человек выступал не столько как целостная личность, сколько как ее социальная роль (купец, рыцарь, ремесленник), когда жизнь человека есть выполнение своей социальной роли. Человек был тождественен со своей профессией, а не занимался той или иной профессиональной деятельностью.
Такое мировоззрение начинает разрушаться в процессе становления буржуазных отношений. Чувствующий свою растущую самостоятельность в экономической сфере, человек все более осознает свое несовпадение с коллективом, стремится к личной свободе, ищет новый смысл жизни.