Как возникло христианство и в чем его сущность как явления культуры?

Христианство оказало большое влияние на развитие европейской и мировой культуры. Оно имеет социальные и духовные, религиозные кор­ни. В социальных истоках выражаются потребно­сти мировоззренческого освоения и обеспечения нарождающейся новой реальности — феодальных отношений, требующих во многом нового понима­ния и реализаций личной свободы. Если в язычес­кой античности свобода и гражданство взаимообусловливали друг друга, то феодализм предполагал свободу человека как отказ от гражданства, по­глощающего личность, а также рабства, сковыва­ющего развитие производства.

Христианство в значительной мере было под­готовлено греко-римской духовной культурой. В ней появляются имеющие принципиальное значе­ние для христианства идеи Бога как бесконечно чистого духа, связи человеческой души с Боже­ством, внутренней свободы человеческой личнос­ти в ее отношении к внешнему миру, его противо­положность миру духа, потребности в искуплении, наконец идея Логоса как посредника между Бо­гом и людьми.

В становлении христианства сыграли большую роль религиозные тенденции позднего эллинизма — синкретизм (взаимное проникновение) различ­ных верований, в частности, восточных мифов о страдающем, умирающем и воскресающем боге; сближение всех религий, усиление идеи единобожия; индивидуализация религии как личного дела человека; необходимость чуда, сверхъестественной помощи для избавления от греховной земной жиз­ни, враждебной человеку; личностное понимание абсолюта.

Как мировая религия, христианство представляет собой соединение веры, культа, этики и соци­альной организации. Основные идеи христианства — греховности человеческого рода; спасения, не­ обходимого каждому человеку, искупления грехов перед богом, сострадания.

В христианстве религией становится всеобщая любовь к человечеству, к людям как братьям в их сыновности божьей, равенство людей перед Богом. Христианство явилось удачным ответом на потребности масс в положительном идеале. Оно ставило перед людьми новую цель, соединяя наде­жду на личное бессмертие с надеждой на всеобщее спасение и обновление в ожидаемом царстве божьем, обосновывало идею братства людей, рав­ных в грехе и искуплении, санкционировало раз­ рыв верующих с враждебным им земным миром.

Христианство во многом отличается, часто до противоположности, от античного язычества. Для христиан характерны: ориентация на внутренний мир человека (античность — на внешний); вера в чудо, авторитет (разум); греховность земной жиз­ни (радость земного бытия); приоритет духовного над телесным (культ телесного бытия); смирение человека (активность); аскетизм (полнота жизни); установка на улучшение человека (помощь) и др. Последнее является важной особенностью хрис­тианства как выраженной нравственной религии, имеющей установку на духовное совершенство человека с целью пробудить стремление к едине­нию с Богом и, тем самым, обрести лучшую жизнь.

Христианство возникло в I веке н.э. в Палес­тине на основе иудейской мифологии. Большую роль в формировании христианства сыграло по­явление документа, фиксирующего основные ре­лигиозные идеи иудохристианства — «Ветхого За­вета». Его перевод с древнееврейского на гречес­кий лег в основу Библии. В этом документе отчет­ливо прослеживается версия о божьем посланни­ке — Мессии, который пытался помочь людям и был казнен, но снова придет, в виде проповедни­ка, учителя истины, чтобы дать им свободу. В лите­ратурном памятнике мессианства — «Откровении Иоанна Богослова» — впервые говорится об Иису­се Христе (Христос — греч. перевод «мессия», помазанник божий). Во второй части Библии — «Новом Завете» главной идеей является миф об Иисусе Христе как богочеловеке, спасающем це­ной своей жизни человечество от его грехов.

Быстрый рост популярности нового учения был вызван актуальностью идеи сверхъестественного спасения в условиях краха надежд на реальность освобождения человека от угнетения и нищеты. В христианстве социальный протест переводится в моральный. Несовершенство человеческих отноше­ний объясняется изначальной греховностью чело­века, что делает естественным пассивность, про­поведь терпения, мечты о лучшем мире на «том» свете.

Сначала христианство отличалось демократиз­мом, было религией обездоленных и несчастных, обращенной к людям разных наций, стран, соци­альных слоев. Быстрый рост популярности нового учения привел к его легализации, а потом — и к утверждению христианства как государственной религии Римской империи (325 г.) в надежде, что она сможет предотвратить ее распад, заменив в качестве системообразующей, объединяющей на­роды идеологии идею Рима.

Став мировой религией, христианство пропо­ведовало смирение перед государственной влас­тью, хотя и пыталось стать выше ее, обнаружило нетерпимость в отношении античного свободомыс­лия и гуманизма, и в этом смысле нанесло удар по античной культуре.

Вместе с тем христианство высветило роль ду­ховной жизни человека, внесло в мировоззренчес­кий хаос народов наступающего средневековья на­чало внутреннего, религиозного единства, духовной общности, тем самым способствовало созданию во многом всеобъемлющей европейской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: