Что представляет собой романский стиль в искусстве?

Искусство VI - XII вв. называют романским. В начале XIX века термин «романский стиль» («ро­манское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти соору­жения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, кото­рые произошли от латинского языка.

В романском стиле доминирующую (опреде­ляющую) роль играла архитектура. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепо­стей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись — рыцарский замок, монастыр­ский ансамбль, храм.

Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. По соседству с эти­ми мрачными и величественными замками были рассеяны хижины крестьян.

Замки всегда строились в таких местах, кото­рые были удобны для защиты. Архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Глав­ной заботой была крепость н солидность здания. Обычно замки состояли из широких круглых ба­шен с зубчатыми платформами; иногда башни делались четырехугольными и к ним приставля­лись огромные камни, которые служили для бель­ведеров (вышка, с которой открывается вид на окрестности; название некоторых дворцовых пост­роек). Башни составляли неотъемлемую принад­лежность всякого замка и были особым уделом дворянства; Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцар­ства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть ве­личие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня». Башни замка не были одинаковой высоты и объема; одна из них, так называемая «сторожевая», была меньше других объемом, но зато выше других (донжон); там днем и ночью находился караульный и наблюдал за окрестнос­тями в слуховые окна башни, которые находились со всех четырех сторон; кроме того, в башне нахо­дились набатные колокола, висевшие на двух бру­сьях. Как только караульный замечал приближе­ние врага, то бил тревогу, и крестьяне собирались в замке.

Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными окна­ми. По их амбразурам можно было судить о тол­щине стен и парапета. Окна были не только круг­лые и четерехугольные, но и принимали форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же дела­лись из холста. Вход в замок защищался палиса­дами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах.

В замке все внушало страх. Не случайно о них сложилось множество легенд. «Тут были и потайные ходы, и глубокие подземелья, и бойни­цы, и проходы, и калитки, и висящие на желез­ных цепях перекладины, и низкие подземные две­ри, и водоемы, и мосты без перил; тут слышался еще и шум невидимых вод, глухо журчавших под мрачными сводами; комнаты замка были плохо расположены: беспрестанно попадались мрачные комнатки, где пахло сыростью и плесенью; ко­нечно, в замках были и обширные покои с крова­тями в сажени полторы шириной; были и боль­шие залы, но плохо запиравшиеся; там паук ткал по углам свою легкую паутину, благо никто не мешал ему в этом, так как никто не заботился о сохранении чистоты и порядка в этих громадных залах с толстыми колоннами, вокруг кото­рых летали летучие мыши...» [5].

Возникает ощущение, что в эти времена лю­дям нравилось все массивное и громадное; что у них не было ни малейшего вкуса к изящному. Например, камины были огромных размеров: в одну топку там сгорало по целому дубу. Верх ка­минов украшался копьями и алебардами, иногда рельефами и гербами владельца замка. В сравне­нии с Грецией, где все было художественно и изящ­но, здесь все было массивно и грубо.

Жизнь в замках была довольна однообразна и во многом скучна (время проводили за шахма­тами, пяльцами; играли на арфе, бандуре). Вла­дельцы замков очень любили охоту. Они с удо­вольствием выращивали ловчих птиц. Право вла­деть соколом считалось особым преимуществом, поэтому сокол был особенно дорог дворянину. Со­кола брали не только на охоту, но и в гости. Даже дамы, как отмечает Руа, носили сокола, украшен­ного погремушками и кольцами. Рука, на которой сидел сокол, была в перчатке, вышитой бусами и драгоценными камнями.

Замки были окружены полями, но владельцы больше думали об охоте и о набегах на чужие вла­дения, чем об урожаях.

Храмы также были весьма массивны. Перво­начально их строили с плоскими потолками, по­зднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не об­рушились, строили массивные, тяжелые стены. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Стены храмов и замков украшались ткаными коврами, расска­зывающими о событиях нерелигиозного содержа­ния. Например, ковер из собора в Бане (XI в.). Он изображает завоевание Англии норманнами. 70 метров длиной и 50 см шириной, этот ковер слу­жит своеобразной энциклопедией.

Собор — это церковь, в которой богослужение совершает епископ. Поскольку с самого начала распространения христианства епископ избирал­ся в значительных городах, то собор являлся городским. храмом. Возведение соборов означало пробуждение городов. Многие витражи были даром ассоциаций ремесленников; они даровали Богу зачатки их благополучия. Ремесленникам и тор­говцам хотелось прославиться и увековечиться в храмовых памятниках. Собор был не только зда­нием для молитвы, туда приходили для решения разных вопросов. Собор был домом народных собраний горожан. Собор царствовал над городом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: