В чем суть идеологии Просвещения?

Просвещение представляет собой широкое ан­тифеодальное движение периода становления ка­питализма (XVII - XVIII вв.). Оно охватило практи­чески все европейские страны. Даже абсолютизм, уступая потребностям времени, становился просве­щенным. В Австрии, Пруссии, России монархи ис­пользуют идеи Просвещения для укрепления цент­рализованной системы управления. Разум и Про­свещение превратились в основные лозунги эпохи. Однако разработка идеологии Просвещения отве­чала в целом интересам иных социальных сил. Но­вый прогрессивный класс буржуазии через своих идеологов провозгласил культ Разума и Природы. Просветители были убеждены в том, что развитие разума и прежде всего прогресс науки и просве­щение народа могут оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и перестроить его на началах всеобщего равенства, соответствующе­го законам Природы.

Идеология Просвещения наиболее ярко прояви­ла себя в Англии, Германии и особенно — во Фран­ции. В отличие от более консервативных английс­ких просветителей, озабоченных закреплением завоеваний буржуазной революции, французские просветители фактически подготавливали револю­цию в своей стране, отталкиваясь от английского опыта. Как мощное идейное движение, Просвеще­ние, начавшись в Англии, набирает силу во Фран­ции в 40-е гг. XVIII века. Монтескье, Дидро, Голь­бах, Гельвеций, Руссо и другие были выходцами из различных социальных слоев, но их объединили ненависть к пережиткам феодально-абсолютистс­кого строя, требование равенства, оценки человека по его личным заслугам, а не по родовитости и знат­ности. Просветители считали, что причины обще­ственного неблагополучия коренятся, в первую оче­редь, в невежестве людей, в заблуждениях рассуд­ка. Поэтому главной своей задачей они считают пропаганду знаний, в том числе научных, направ­ленную на воспитание в народе смелости мысли, независимости суждений. И здесь трудно переоце­нить роль издания, которому суждено было стать крупнейшим культурным свершением XVIII века. Речь идет о получившей всемирную известность 35 томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751 — 1780). Идейным вдохно­вителем и организатором издания был известный философ Д. Дидро, сумевший привлечь к сотрудни­честву многих выдающихся ученых и философов — Вольтера, Монтескье, Руссо, Тюрго, Бюффона, Д'. Аламбера, Гольбаха и других. Никогда еще бур­жуазная культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов: ярких, остроумных, изящных и страстных. Способствуя распространению реаль­ных знаний, совершенствованию системы образо­вания, энциклопедисты повернули социальный ин­терес в сторону естествознания, а последнее сори­ентировали на обслуживание материальных инте­ресов, подчинили общественной пользе.

Вместе в тем Просветители продолжили тео­ретические поиски своих предшественников в вы­работке целостных представлений о мироздании, разработке буржуазного мировоззрения. Далеко не случайны их претензии на создание «истинных систем» (Дешан), соответствующих «истинному духу» законов природы. Зачастую истинные сис­темы излагаются в виде свода готовых к употреб­лению, разбитых по статьям законов, регулирую­щих практически все стороны жизни («Кодекс природы» Морелли, «О законодательстве, или Принципы законов» Мабли, «Проект конституции для Корсики» Руссо и др.). Подобная идейная си­туация отражала процесс созревания правового сознания буржуазного общества. А апелляция к естественному, природному была главным элемен­том в пользу истинности предлагаемой теории.

XVIII век в лице просветителей вносит суще­ственно новые моменты в разработку естествен­но-правовой теории. Естественное состояние пере­стает пониматься как «война всех против всех», природа человека — как злобная и агрессивная, а природное равенство — как причина неустойчи­вости и анархии. У просветителей-коммунистов и эгалитаристов появляются сомнения относитель­но естественности права собственности. Руссо, на­пример, в отличие от Гоббса считал, что в есте­ственном состоянии человек не был ни добр, ни зол, что это было состояние изолированных инди­видов, а к возникновению государства привели соб­ственность и неравенство. С другой стороны, Мабли и Гольбах считали социальные качества чело­века столь же естественными, как и биологичес­кие, и критиковали «право силы». Мабли пола­гал, что собственность возникает как результат злоупотреблений должностных лиц, и право на нее не является естественным.

Просветители внесли существенный вклад в разработку теорий «общественного договора». Они давали различное толкование причин, побудивших людей к заключению гипотетического обществен­ного договора на заре человеческой истории: пре­кращение «войны всех против всех», охрана соб­ственности, обуздание страстей и т.д.

Одни считали возникновение государства бла­гом, другие — злом. Но даже самый выдающийся представитель буржуазной «робинзонады» Руссо в конечном счете приходит к выводу, что граж­данское общество, возникающее в результате об­щественного договора, значительно выше перво­начального «естественного состояния». Француз­ских просветителей, как и их предшественников в XVII в., волнует вопрос, как не допустить пере­рождения государственной власти в деспотичес­кую форму правления. Развивая идеи Локка, Мон­тескье указывает, что недопустимо соединение в одном лице законодательной, исполнительной и судебной властей. А американский просветитель, интерпретатор идей Локка — Т. Джефферсон ут­верждал, что правительство становится хорошим не в результате укрепления его власти, а в ре­зультате ее правильного перераспределения. Иде­алом для него выступает «слабое» государство, решающее лишь главные, а не частные вопросы.

Таким образом, XVIII век в лице просветите­лей внес ряд существенно новых моментов в раз­работку идеалов либеральной демократии. Либе­ральная идея начинает распространяться по стра­нам и континентам, воплощаясь в практику госу­дарственного строительства различных народов.

Что касается искусства, то во многом благода­ря атеистической пропаганде просветителей оно становится преимущественно светским. Исчезает принципиальная несовместимость культур различ­ных религиозных конфессий, светское зодчество впервые берет верх над культовым, идет «обмирще­ние» в живописи и скульптуре, где жанровое направление занимает одно из главных мест. Мож­но сказать, что искусство XVIII в. совершает плав­ный переход от рационализма к сенсуализму, от возвышенного — к непосредственно данному, чело­веческому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: