В чем состоит своеобразие немецкого Просвещения?

Эпоха Просвещения в Германии — важнейший этап в развитии мировой культуры вообще и в раз­витии немецкой культуры в частности. Эстетика немецкого Просвещения — начальный этап в раз­витии немецкой классической эстетики, которая представляет собой исключительно сложное и про­тиворечивое явление. Ее развитие начинается с середины XVIII века и заканчивается вместе с разложением немецкой классической философии. Бросается в глаза резкое противоречие между политической и экономической отсталостью Гер­мании и высоким полетом мысли, которая разви­валась в этих жалких условиях.

В немецкой эстетике выступают материалис­ты (Георг Бюхнер, Фейербах), идеалисты (Фих­те, Гегель), рационалисты. ( Баумгартен, Мендель­сон), иррационалисты (Шопенгауэр), консервато­ры (поздний Шеллинг). Такой причудливой кар­тины не наблюдается ни во Франции, ни в Англии того времени. Что поразительно, немецкие теоре­тики, как правило, пытаются осмыслить пробле­мы не только в свете важнейших общественных проблем Германии, но и с точки зрения проблем мировой истории.

Социальное движение крестьян, ремесленни­ков и городской бедноты во второй половине XVIII века приняло широкий размах, оно прежде всего послужило мощным толчком для развития про­грессивной общественной мысли в Германии.

Влияние Французской революции является мощным фактором развития общественной мысли Германии. Не случайно вся немецкая литература, философия и эстетика того времени являются в какой-то степени теоретическим рефлексом этой революции.

Поскольку в Германии проблема демократи­ческих преобразовании не была решена ни во второй половине XVII века, ни в начале XVIII века, то немцы не утратили интереса к идеологии Про­свещения (как это произошло в Англии и Фран­ции после революций). Немецкие писатели и фи­лософы могли опираться на теоретический опыт других народов, что составляло большое преиму­щество немцев. Наконец, к началу деятельности крупнейших немецких мыслителей накопился боль­шой фактический материал в различных областях конкретного знания, что они тоже использовали.

Важнейшую роль в развитии немецкой эсте­тики сыграли: И. Винкельман, Г. Лессинг, Ф. Шил­лер и И. Гете.

Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) — выдающийся немецкий ученый, историк и теоре­тик искусства. Его первые теоретические работы заключали в себе идею обращения к греческому искусству как вершине свободной художественной мысли. Винкельман был человек, глубоко предан­ный демократическому идеалу. Этот идеал лежит в основе его знаменитой «Истории искусства древ­ности» (1764).

В духе английских и французских просветите­лей, которых он хорошо знал, Винкельман рассмат­ривал историю искусства в тесной связи с есте­ственной средой и общественно-политическими условиями. Вместе с тем эта история представля­ет в его глазах связный органический процесс ро­ста и увядания художественной культуры. Подъем искусства тесно связан с развитием народной сво­боды, его упадок — плод разложения общества, потери свободы, установления рабских порядков.

Классическое искусство греческой античности Винкельман ставил на недосягаемую вершину истории развития. Единственным правилом для художника является подражание произведениям античности.

Дело жизни Винкельмана, нашедшее себе глав­ное выражение в его «Истории», было началом новой эпохи в развитии эстетической мысли, и без него нельзя себе представить дальнейших дости­жений Лессинга, Гердера, Гете и всей немецкой классической эстетики.

Готгольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781) — ве­ликий немецкий мыслитель, публицист и критик. Лессинг приобрел литературное имя своими выс­туплениями против немецких подражателей фран­цузской эстетической моде, находившей себе по­кровителей среди многочисленных мелких госуда­рей Германии XVIII века. По своему общему на­правлению он — просветитель. Но от французс­ких просветителей Лессинг отличался подчерки­ванием национальной самобытности и большим историческим чутьем. Так, например, Лессинг за­щищал Шекспира от вольтеровской критики. Как в публицистических произведениях, так и в своем собственном творчестве он отвергал каноны фран­цузской классической трагедии в пользу реализ­ма и демократического содержания.

Лессинг хотел создать свой немецкий нацио­нальный театр (в противовес «вненациональному театру классицизма»), но его попытки не увенча­лись успехом: он должен был признать, что «мы, немцы, еще не нация» («Гамбургская драматур­гия»).

В своем главном труде «Лаокоон» Лессинг при­ходит к выводу, что цель искусства — нравственное и идейное воспитание человека. Основным законом искусства является «истина и выраже­ние». «Истина — потребность человеческого духа». Искусство действует на разум читателя, зрителя через его воображение. Идеи в искусстве облека­ются в образы. Требования к произведениям ис­кусства: ясность, простота, лаконичность. Лессинг установил типологические различия и границы видов искусства. Предпочтение Лессингом худо­жественной литературы, особенно поэзии, изобра­зительным видам искусства отражало его просве­тительскую направленность, рационалистический характер его эстетики и в то же время соответ­ствовало реальному соотношению видов искусст­ва в конце XVIII века.

Фридрих Шиллер (1759-1805) — немецкий драматург, сыграл громадную роль в развитии немецкой эстетической мысли.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) — извес­тен не только как гениальный поэт и критик, но и как великий мыслитель, ученый, художник и госу­дарственный деятель.

В эстетическом восприятии Гете подчеркива­ет первостепенное значение непосредственного естественного чувства. Это выражается в мысли о тождестве искусства и творений природы.

Интерпретация античности у Гете дается в духе Винкельмана: в ней он усматривает «благородную простоту и тихое величие». Шиллер тоже обра­щался к идеалам античности.

Политической платформой деятельности Гете и Шиллера в период их дружеского сотрудниче­ства является идеал установления компромисса между бюргерством и феодальными элементами страны. Революционная борьба со старым миром отклоняется. Установление нового строя отодви­гается в неопределенное будущее, вплоть до той поры, пока все люди через эстетическое воспита­ние станут достойными свободы. Это воспитание должно осуществиться путем гармонического раз­вития личности, прообраз которого Гете и Шил­лер видели в Древней Греции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: