Каковы особенности времени информационного общества?

В 60-е гг. XX века японский социолог Дж. Масуда введением нового термина зафиксировал втор­жение нового типа общества па историческую аре­ну: «информационное общество будет новым ти­пом общества, целиком отличающимся от своего индустриального предшественника».

Общество определяется как информационное, поскольку объем, течение и значение информации в нем существенно возрастают, что приводит к децентрализации и дестандартизации, информа­ция становится основанием и непременным усло­вием любого взаимодействия. В книге «Сдвиг вла­сти» (1990) А. Тоффлер определяет информацион­ное общество как общество, в котором фактор зна­ния и сфера знания играют определяющую роль в общественном развитии. Представляя общество как систему, распределяющую свою власть меж­ду тремя основаниями (силой, деньгами и инфор­мацией), А. Тоффлер строит своеобразную перио­дизацию истории: в основании доиндустриальной эпохи лежит сила, в основании индустриальной — деньги, в основании современного ускоряющегося общества — знание. «Знание производит мощь высшего качества» (там же, Р. 474).

К выводу о возрастающей роли информации в жизни общества приводит нас и концепция М. Маклюэна. Поскольку общество есть совокупность ком­муникаций, средств сообщений, то новации в сред­ствах сообщений становятся важнейшим факто­ром в деле урегулирования усложняющихся об­щественных отношений. При этом самым ценным в концепции М. Маклюэна сегодня представляет­ся не его вывод о новой эпохе «глобальной дерев­ни» (1964), в которой стираются пространственно-временные границы, а его попытка представить модель общественной организации, в которой цен­тральное место принадлежит человеку как твор­цу (в свете взаимовлияний средств коммуникации и человеческой культуры). Именно такой подход позволяет по достоинству оценить место человека и его время в информационном обществе.

История информационного общества, на пер­вый взгляд, коротка. Внешне все началось в середи­не XX века с появления новой техники — инфор­мационных носителей, компьютеров и автоматизи­рованных систем. Первый компьютер появился в 1947 году, транзистор — в 1948 году, автоматиза­ция возникла в 1957 году, микросхемы были созда­ны в 1975 году, экспертные системы — в 1976 году.

Эта техника отвечала запросам новой технологии, которая построена на четких правилах получения оптимальных решений из различных альтернатив в условиях большого числа данных. Чем была выз­вана необходимость такой технологии? На этот вопрос ответ уже дан теорией Дж. Бенигера. Он считает, что в способах контроля над всей систе­мой человеческой деятельности произошла рево­люция. В этом пункте он принципиально расхо­дится с теми (в частности с Д. Беллом), кто утвер­ждает, что индустриальная революция произош­ла сначала непосредственно в производстве, а за­тем она механически вызвала соответствующие изменения в секторах, отвечающих за контроль и управление.

Дж. Бенингер показывает, ссылаясь на исто­рические факты, что накануне индустриальной революции изменения, новации происходили преж­де всего в третичной, четвертичной и пятиричной сферах. В своей книге «Революция контроля. Тех­нологические и экономические предпосылки инфор­мационного общества» Дж. Бенигер доказывает, что развитие исторических связей, появление орга­низованных форм бюрократии, систем банков, правительственные меры вспахали почву для ин­дустриализации, которая, в свою очередь, приве­ла к необходимости изобретения новых, более уни­версальных форм управления. Инновации в фор­мах контроля за период 1890-1939 гг. обусловили революцию контроля, следствием которой стало появление информационного общества. Поэтому оно не есть результат изменений последних лет, а процесс, который начался с ускорением матери­ального производства и течения материальных потоков 100 лет назад. Компьютеры, информаци­онные технологии — не случайный результат, вне­дренный в индустриальное общество искусствен­но, по прихоти удачных открытий Винера, а инно­вации, обусловленные и ускоренные революцией управления. Революция контроля — комплекс быстрых изменений на технологических и эконо­мических предприятиях, в которых информация создается, хранится, обменивается, через которые формальные и программные решения могут вли­ять на социальный контроль.

Таким образом, в информационном обществе меняются внутренние механизмы материального и духовного производства, поскольку радикально трансформируются все средства обработки, пере­дачи и производства информации. А именно: ин­формация становится главным действующим зве­ном в цепи социальных взаимосвязей. Это суще­ственно изменяет временные характеристики со­циальных процессов.

Главное социальное изменение, исследованное Тоффлером в книге «Будущий удар» (1970), заклю­чается в гигантском ускорении темпа жизни, тем­па изменений на производстве, в быту, в социаль­ной и политической жизни. «Будущее» ежедневно приходит в жизнь человека, ломая почти все усто­явшиеся привычки, традиции, вызывая стрессовое состояние, когда человек оказывается перед все новыми непривычными и опасными проблемами.

Американцы вначале окрестили этот ритм «кры­сиными гонками». Но именно этот ускоренный и все ускоряющийся темп жизни позволил стране первенствовать в наиболее динамичных и прибыль­ных отраслях и сферах материального и интеллектуального производства, позволил «увезти к себе» большинство нобелевских премий и скупить круп­нейшие зарубежные открытия, достичь фактичес­ки высшей планки уровня жизни 70-х годов.

Пионер компьютерной техники Джон фон Ней­ман указывал на то, что современная технология ускоряет темпы изменений не столько тем, что со­кращает период до момента своего воздействия на общество, сколько тем, что систематически рас­ширяет области воздействия — политические, эко­номические и культурные.

Слияние воедино технологии телефона, компь­ютера, факсмодемов, кабельного телевидения и видеодисков будет вести ко все более глубокой реорганизации способов коммуникации между людьми, к сокращению, если не к полной ликви­дации бумаги в качестве материального носителя информации, к новым способам проведения досу­га, к реорганизации образования. Информатиза­ция в сфере образования связана с появлением ЭВМ с разделением времени и режима человеко-машинного диалогового взаимодействия, с исполь­зованием мощных персональных компьютеров с лазерными дисками большой емкости, сетей ЭВМ, новых информационных технологий, включая сред­ства мультимедиа. В области передачи данных (особенно экономической информации в сфере биз­неса) и развития сетей данных компьюникация (термин, обозначающий слияние телекоммуника­ции и обработки информации в единую модель) вызовет необозримые социальные изменения, и прежде всего — во временной структуре обще­ственной жизни. В мире уже складывается некая пространственно-временная целостность, обусловленная глобальностью коммуникаций. Проблема, однако, заключается в отсутствии какой-либо по­литической основы для международно-правового оформления и организации международной инф­раструктуры, но технический мир уже подготав­ливается к этой перспективе. Итак, мы оказыва­емся перед лицом глобализации времени. Ее суть не в одновременности (которая существовала в традиционном обществе и была вызвана необхо­димостью проводить сельскохозяйственные рабо­ты одновременно с климатическими изменениями), а в синхронизации.

История человечества движется по направле­нию все большей технологизируемости. Самые раз­нообразные общественные отношения и структуры деятельности оказываются втиснутыми в рамки определенных технологий. Технология сама по себе выполняет важнейшую функцию: достижение же­лаемого результата в оптимально короткое время. Другими словами, технология с самого начала стре­мится к сжатию времени. В условиях, когда компь­ютеры начинают применяться не только для уско­рения операций с цифрами, а включаются как сред­ство обработки самой разнообразной информации, то есть включаются в новую технологическую це­почку, время сжимается еще больше.

Доступность информации может превращать­ся в свою противоположность: закрытость инфор­мации открывает возможность манипулирования крупными транснациональными компаниями, боль­шими массами людей, а в перспективе — обще­ством. Но сегодня появилось еще более действен­ное средство конкурентной борьбы: оружие избы­точной информации. Изворотливые юристы небезуспешно применяют это новейшее оружие, зава­ливая контрагентов массой ненужных сведений. Это серьезная проблема: объем информации ста­новится все более мощным. Подсчитано, к приме­ру, что ежедневно лишь в сфере технической ин­формации фиксируется 20 миллионов слов. При­лежному работнику, способному прочесть за ми­нуту 1000 слов и занимающемуся этим поглоще­нием информации каждый день по 8 часов, потре­буется более 40 дней. За этот срок информации накопится еще на пять с половиной лет каторжно­го труда. Нынешнее обилие информации, которое захлестывает штаб-квартиры фирм и компаний, может привести к параличу анализа ситуации, затрудняя тем самым принятие эффективных ре­шений. В потоке самых разнообразных сведений, зачастую противоречащих друг другу, выловить ключевую информацию сложнее.

Проблема избыточной информации имеет и другую сторону: люди, профессионально занятые обработкой информации, страдают «синдромом информационной усталости». Симптомы заболе­вания — раздражительность, напряженное состоя­ние всего организма, чувство беспомощности, боли в желудке, расстройство зрения. Эти симптомы могут иметь далеко идущие последствия для лю­дей, безопасность которых зависит от правильнос­ти принятия решений операторами-профессионала­ми, пораженными этой новой болезнью. Перенапря­женный быстрой сменой информации мозг, впадая в состояние паники, лишается способности к чет­кой работе, информация воспринимается неадекват­но, а в результате — неверные умозаключения и противоречащие логике решения, роковые ошибки.

В информационном обществе меняется и струк­тура организаций. Компании, опирающиеся не на командно-контрольное, а на информационное уп­равление, имеют возможность резко сократить менеджеров. Ибо, как показал П.Ф. Друкер, в до-информационный период «целые пласты менедж­мента не участвуют в принятии решений и в руко­водстве бизнесом», их главная функция — быть чем-то вроде «реле», повышающего способность людей воспринимать слабые рассеянные сигналы, которые в традиционных предынформационных организациях сходят за связь. Превращение же обычных сведений и данных в информацию (то есть в те целенаправленно отобранные данные, кото­рые имеют прямое отношение к данному предме­ту) требует определенного багажа знаний, то есть специалистов. Это приведет к тому, что общей моделью для выполнения работы станет новое качество синхронности.

Таким образом, в информационном обществе важнейшим фактором общественного развития становится зависимость между информацией и временными характеристиками социальных про­цессов вообще и технологических в частности. Информация — это то, что перестраивает воспри­нимающую ее систему. Поэтому и доступ к ин­формации, и производство информации, и переда­ча информации, и искажение информации явля­ются тем механизмом, который существенно влия­ет на временные характеристики любого социаль­ного изменения.

В информационном обществе претерпевает изменение такое качество социального времени, как иерархичность: человек живет сразу в нескольких временных плоскостях и ему постоянно приходит­ся выбирать одну из них в качестве первичной. Иерархизация разных пластов или плоскостей со­циального времени — центральная черта челове­ческой жизни. Распределение времени человека, предсказуемость его поведения тесно связаны друг с другом. Без организации социального времени и выбора одной из плоскостей в качестве предпоч­тительной в данный момент невозможно планиро­вать деятельность. Это тесно связано с таким ка­чеством социального времени, выделенного Дж. Левисом и Э. Вайгертом, как включенность. Под вре­менной включенностью они понимают то, что все социальные акты во временном отношении нахо­дятся внутри других социальных актов. Например, человек прерывает разговор, так как он должен заняться другими делами. Таким образом, личное время человека всегда включено во время его со­циального взаимодействия. Личное время и время взаимодействия в свою очередь включены в мак­ровремя социальных институтов и в макровремя культуры. Эта включенность конституирует вре­менную интеграцию разных уровней социальной структуры и вызывает необходимость временной стратификации и синхронизации.

В информационном обществе создаются усло­вия для большей независимости личного времени от времени общества. Работа с компьютером по­зволяет подключаться к банку данных, не выходя из собственной квартиры в любое удобное время суток; по-своему планировать свой рабочий день; экономить время жизни на перемещениях в про­странстве и т.д.

Таким образом, следует выделить следующие парадоксы и противоречия времени информаци­онного общества: противоречие между доступнос­тью и закрытостью информации влечет за собой замену действительного времени иллюзорным; противоречие между возможностью творчества и навязыванием стереотипов мышления и поведения через компьютерные программы влечет за собой подчинение ритмам общества в ущерб индивиду­ализации времени; противоречие между возмож­ностью свободы и возможностью информационно-временного тоталитаризма.

В информационном обществе возникают и дру­гие временные парадоксы. Так, скорость передачи информации, на первый взгляд, сокращает время коммуникации. Но доступность и богатство инфор­мации расширяет время человека, вписывающего новую информацию в свой духовный мир. Второй парадокс: воспринимая новую информацию и де­лая ее достоянием своего внутреннего «я», индивид уверен, что информацию переработал именно он; с другой стороны, использование механизмов психо­логического восприятия делает человека объектом манипулирования со стороны собственников и про­изводителей программных продуктов.

Время информационного общества порождает ряд новых особенностей: на смену синхронизации (которая все еще сохраняется, а в ряде случаев приобретает и новое качество) приходит разнофазность развития; однонаправленность времени пре­вращается в разнонаправленность; центральной чертой человеческой жизни становится иерархич­ность времени и необходимость постоянного выбо­ра между временными плоскостями; превалиро­вание общественного времени в индустриальном обществе сменяется акцентом на личное время, которое делается все более независимым от вре­мени общества: линейность и циклизм в понима­нии времени сменяются пониманием полевой при­роды времени, а господство естественнонаучных представлений — все более усложняющимся пси­хологизмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: