Культура XX столетия, при всем многообразии ее выражений, способов отношения человека к миру и т.д., характерна прежде всего своими интеграционными процессами. XX век — время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм. Произошла великая социальная революция, связанная с колоссальным изменением форм, способов и образцов жизни человека. Индивид стал получать гигантское количество информации через электронные средства массовой коммуникации, изменилось количество, форма и содержание социальных контактов. Произошли фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры, формирование новых и новых потребностей, новых форм жизни, культурных стереотипов. В итоге изменилась модель личности: замкнутая статичная личность человека индустриального общества стала динамичной. Этот переворот произошел на культурном уровне в рамках сложного культурно-социального феномена XX века — массовой культуры.
|
|
Массовая культура — сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. Она характеризуется высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом. Отсюда идиотия масс и их легкая манипулируемость элитами посредством насаждения культурно-поведенческих штампов через каналы массовых коммуникации. Для массового общества — среды функционирования массовой культуры, присуще крайнее отчуждение индивида, его «заброшенность», трудность его истинной социализации, общения и творчества, что подменяется стандартными моделями потребления, которые и навязывает массовая культура, предлагая свои усредненные модели включения человека в социальные механизмы. Таким образом, создается «замкнутый круг»: отчуждение — «заброшенность» — «иллюзии» массового сознания — модели усредненной стандартной социализации — потребление — отчуждение. Развитие техники, превращающееся в самоцель на стадии массового общества, по мнению Ж. Эллюля, уничтожает традиционные ценности всех обществ, создает единую «выхолощенную» культуру. Она лишает человека свободы и уродует его духовный мир. Происходит распад системы ценностей современного общества, что, с другой стороны, по мнению Э. Фромма, ведет к абсолютизации технического и нивелированию ценности человеческого бытия.
|
|
Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция. Мнимая политическая апатия обернулась ростом социальной напряженности. Конформистское сознание обнаружило себя как сложное и противоречивое, так как на разных уровнях социальности оно показало противоположные признаки. Влияние массовой культуры опосредуется огромным количеством факторов. Воздействие со стороны манипулирующих элит, посредством массовых коммуникации, наталкивается на реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида. Оно может быть конформным и неконформным, податливым и устойчивым, что обусловлено и включенностью индивида в те или иные группы. Тем не менее, современное массовое общество препятствует реализации заложенных в каждом индивиде глубинных личных потребностей. Стремление человека обрести себя и установить подлинно личностные отношения с другими людьми либо вырождается в духовную пассивность, вызывающую стандартность поведения, либо замещается тяготением к «идолам», к ложным ориентирам, используемым индивидом для выработки иллюзорного представления о себе самом.
В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов. В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей, в унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакции в рамках сложной социальной структуры нашего времени.
Однако массовая культура неоднородна: в ее рамках развиваются и функционируют несколько субкультур, наиболее мощной и значительной из которых является рок-культура.
Рок-культура — социально-культурное явление, возникшее в 50-е годы XX века. Изначально рок-культура обязана своему возникновению рок-н-роллу — музыкальному стилю, появившемуся в середине 50-х гг., но в процессе развития из музыкального направления быстро трансформировалась в социально-мировоззренческий феномен, во многом определивший развитие культуры второй половины XX века. Хотя и возникнув в рамках массовой культуры, рок-культура в своих основных мировоззренческих позициях противостоит ей. Это прежде всего отрицание конформизма современного общества, отрицание идеи тотального потребления, стремление к сохранению индивидуального «Я» и свободы человека, в плане творческого развития — обращение к мистической сущности творчества как такового, к истокам народного творчества и т.д. Хотя в сфере искусства такое обращение наталкивается на определенные сложности и противоречия между традиционными формами народного творчества и современными способами их воплощения, именно их синтез и позволяет рок-культуре успешно развиваться.
По форме трансляции рок-культура, безусловно, относится к массовой культуре — она немыслима без электронных информационных систем. Однако ее противопоставленность массовой культуре заключается в неприятии ценностей массового общества (отсюда второе обозначение рок-культуры термином «контркультура») и предложении своего пути социализации индивида в современном обществе, безусловно, не без крайних форм (студенческие бунты 60-х гг.). Неоспоримое достижение рок-культуры — вызванное ею беспрецедентное культурное пробуждение нескольких поколений, попытка вырваться из мира иллюзий, навязываемых массовой культурой, устойчивое сопротивление манипулированию индивидом в современном обществе.