Что такое «массовая культура»?

Культура XX столетия, при всем многообра­зии ее выражений, способов отношения человека к миру и т.д., характерна прежде всего своими интеграционными процессами. XX век — время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаи­мопроникновение ее национальных форм. Произош­ла великая социальная революция, связанная с колоссальным изменением форм, способов и об­разцов жизни человека. Индивид стал получать гигантское количество информации через элект­ронные средства массовой коммуникации, изме­нилось количество, форма и содержание соци­альных контактов. Произошли фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований обще­человеческой культуры, формирование новых и новых потребностей, новых форм жизни, культур­ных стереотипов. В итоге изменилась модель лич­ности: замкнутая статичная личность человека индустриального общества стала динамичной. Этот переворот произошел на культурном уровне в рам­ках сложного культурно-социального феномена XX века — массовой культуры.

Массовая культура — сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уров­ню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индуст­риализации. Она характеризуется высокой степе­нью отчуждения индивида, потерей индивидуаль­ности, подменяемой эгоизмом. Отсюда идиотия масс и их легкая манипулируемость элитами по­средством насаждения культурно-поведенческих штампов через каналы массовых коммуникации. Для массового общества — среды функциониро­вания массовой культуры, присуще крайнее от­чуждение индивида, его «заброшенность», труд­ность его истинной социализации, общения и твор­чества, что подменяется стандартными моделями потребления, которые и навязывает массовая куль­тура, предлагая свои усредненные модели вклю­чения человека в социальные механизмы. Таким образом, создается «замкнутый круг»: отчужде­ние — «заброшенность» — «иллюзии» массового сознания — модели усредненной стандартной со­циализации — потребление — отчуждение. Раз­витие техники, превращающееся в самоцель на стадии массового общества, по мнению Ж. Эллюля, уничтожает традиционные ценности всех об­ществ, создает единую «выхолощенную» культу­ру. Она лишает человека свободы и уродует его духовный мир. Происходит распад системы цен­ностей современного общества, что, с другой сто­роны, по мнению Э. Фромма, ведет к абсолютиза­ции технического и нивелированию ценности че­ловеческого бытия.

Однако в осмыслении массовой культуры оп­ределилась и другая тенденция. Мнимая полити­ческая апатия обернулась ростом социальной на­пряженности. Конформистское сознание обнару­жило себя как сложное и противоречивое, так как на разных уровнях социальности оно показало противоположные признаки. Влияние массовой культуры опосредуется огромным количеством факторов. Воздействие со стороны манипулирую­щих элит, посредством массовых коммуникации, наталкивается на реальные барьеры, выдвигае­мые сознанием индивида. Оно может быть кон­формным и неконформным, податливым и устой­чивым, что обусловлено и включенностью индиви­да в те или иные группы. Тем не менее, современ­ное массовое общество препятствует реализации заложенных в каждом индивиде глубинных лич­ных потребностей. Стремление человека обрести себя и установить подлинно личностные отноше­ния с другими людьми либо вырождается в духов­ную пассивность, вызывающую стандартность по­ведения, либо замещается тяготением к «идолам», к ложным ориентирам, используемым индивидом для выработки иллюзорного представления о себе самом.

В условиях традиционного общества поведе­ние человека регулировалось в основном действи­ем стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных инсти­тутов. В современном обществе возникает потреб­ность в прямом регулировании поведения людей, в унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакции в рамках сложной со­циальной структуры нашего времени.

Однако массовая культура неоднородна: в ее рамках развиваются и функционируют несколько субкультур, наиболее мощной и значительной из которых является рок-культура.

Рок-культура — социально-культурное явле­ние, возникшее в 50-е годы XX века. Изначально рок-культура обязана своему возникновению рок-н-роллу — музыкальному стилю, появившемуся в середине 50-х гг., но в процессе развития из музы­кального направления быстро трансформирова­лась в социально-мировоззренческий феномен, во многом определивший развитие культуры второй половины XX века. Хотя и возникнув в рамках массовой культуры, рок-культура в своих основ­ных мировоззренческих позициях противостоит ей. Это прежде всего отрицание конформизма совре­менного общества, отрицание идеи тотального по­требления, стремление к сохранению индивидуаль­ного «Я» и свободы человека, в плане творческого развития — обращение к мистической сущности творчества как такового, к истокам народного твор­чества и т.д. Хотя в сфере искусства такое обра­щение наталкивается на определенные сложности и противоречия между традиционными формами народного творчества и современными способами их воплощения, именно их синтез и позволяет рок-культуре успешно развиваться.

По форме трансляции рок-культура, безуслов­но, относится к массовой культуре — она немыс­лима без электронных информационных систем. Однако ее противопоставленность массовой куль­туре заключается в неприятии ценностей массо­вого общества (отсюда второе обозначение рок-культуры термином «контркультура») и предложении своего пути социализации индивида в со­временном обществе, безусловно, не без крайних форм (студенческие бунты 60-х гг.). Неоспоримое достижение рок-культуры — вызванное ею бес­прецедентное культурное пробуждение нескольких поколений, попытка вырваться из мира иллюзий, навязываемых массовой культурой, устойчивое сопротивление манипулированию индивидом в современном обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: