Описание района объекта оценки

Объект оценки расположен на территории муниципального района " Метрогородок ", Восточного административного округа г. Москвы по адресу: ул. хххххх, д.3.

Преображенское, Богородское (ранее Богородицкое), Черкизово, Гольяново, Черницыно, Абрамцево - эти старинные деревни и сёла к востоку от Москвы имеют давнюю историю. В сравнении с ними Метрогодок ещё ходит пешком под стол, ибо до начала прошлого века на его месте не было ничего, кроме Лосино-Погонного леса, речки Сосенки, двух её притоков, да нескольких деревянных домиков на отшибе села Черкизово. Хотя если судить по старым картам, то лет 200 тому назад в лесу на месте будущего Метрогородка были две деревушки - Александриха и Пантилеиха. Но о них чуть ниже, а пока пару слов о селе Черкизово. Его история насчитывает несколько столетий, принадлежало оно то боярину Серкизу - богатому обрусевшему монголо-татарскому перебежчику, то самому царю, то его фаворитам, то церкви. Вот так выглядела местность на рисованной, а потому не очень хорошо читаемой карте Москвы и окрестностей 1818 года. На ней можно различить Измайловский и Черкизовский пруды, бывшую речку Сосенку, нынешнюю Большую Черкизовскую улицу и Лосиный Остров со старыми дорогами, проложенными через него. (см. ниже. Легко различить нынешнее Щёлковское шоссе (тогда Преображенскую дорогу), расположенные вдоль него населённые пункты, ставшие теперь районами Москвы, множество старых лесных дорог, многие из которых сохранились до сих пор, большую лесную дорогу на месте будущего Открытого шоссе, и даже лесничество "Черкизовская лесн. сторож", которое стоит в лесу и поныне. По всему выходит, что это самое старое строение на территории будущего Метрогородка, и теперь ему уже около 150 лет, если не больше! Но по-видимому наше уважаемое лесничество было перенесено немного севернее перед началом строительства микрорайона:

Кроме этого, на карте показана пущенная теперь в трубы речка Сосенка, а также село Черницыно, которое появилось на свет как выселки. Пустоши Ельницкая, Александриха и Пантилеиха - это судя по всему старые, уже в то время исчезнувшие деревни, которые кое-где и по сей день можно угадать в лесу: Пантилеиху - за голубятней у детсада (дом 29), а Александриху - чуть к северу от забора Детского санатория. Места определены приблизительно сопоставлением старой карты с современными. Возможно часть Пантилеихи располагалась на месте 29-х домов Метрогородка. Ну а кроме этого стоит упомянуть о сохранившейся до сих пор старинной Межевой просеке, которая (according to Igor) начинается теперь от трамвайного кольца и уходит на восток, вдоль забора Детского санатория, и дальше в Гольяново - к пруду и кладбищу. Проходит она по исторической границе Лосиного Погонного Острова, в тех местах до сих пор сохранился старинный межевой вал - см. карту археологических достопримечательностей Москвы, внизу на этой странице.

После завершения в 1908 году строительства Московской заводской Окружной железной дороги, жизнь пришла в лесистый забытый Богом уголок. Большинство карт Москвы начала прошлого века заканчивались на Окружной железной дороге, и максимум что тут было - это промышленные постройки рядом с её станциями "Белокаменная" и "Черкизово". Местность в районе нынешнего метро "Улица Подбельского" называлась тогда "село Ивантеевское" и позже "посёлок имени Подбельского". Вначале прошлого века из него на северо-восток в лес вели 2 параллельных дороги - одна по нынешнему Открытому шоссе, вторая - чуть южнее. Вела также и дорога со Щёлковского шоссе. Граждане ездили в Лосиный Остров отдыхать и собирать грибы. Ниже приведена карта Москвы 1909 года, где хорошо видна Окружная "железка" и 2 дороги через неё. Стрелочкой показана та из них, которая в последствие станет Открытым шоссе.

Северо-восточные окраины Москвы. 1909 год

За пределы Окружной железной дороги карты Москвы начали выходить в 20…30-ые годы XX века. Ниже Вас ждёт фрагмент карты Москвы 1931 года. Никаких построек ещё нет, кроме одной - это старое лесничество у нынешней развилки Лосиноостровской улицы и дороги к главной проходной Кремлёвки, на месте которой тогда был редкий лес и болото. Лесничеству к тому моменту исполнилось уже около 100 лет, но стояло оно немного ближе к нынешнему Открытому шоссе чем теперь, хотя может быть это просто неточность карты. Кроме того, на обоих картах - 1860 и 1931 годов - хорошо видны старые лесные дороги, некоторые из которых до сих пор остаются широкими тропинками:

Вот что было на месте Метрогородка в 1931 году.

В конце 20-ых годов экономика уже достаточно окрепла после Октябрьской революции (1917) и Гражданской войны, и началось массовое строительство, подьём уровня жизни населения, благоустройство уже освоенных и освоение новых территорий под промышленные предприятия и жилые массивы. На этой волне, а также в связи с запланированным строительством метрополитена, эту сторону Окружной железной дороги появилась автобаза, и её стали использовать для нужд Метростроя. Рабочие добирались к нам на маленьком одноколейном трамвайчике номер 8, который по старому узкому мостику над Окружной железной дорогой, не приспособленному для движения автомобилей, отвозил их на автобазу. Обратного пути у одноколейки не было, и людям приходилось ждать пока трамвайчик развернётся и двинется в обратный путь. Автотранспорт заезжал на автобазу кругом через Щёлковское шоссе и по Лосиноостровской улице, которую проложили в 1928 году. Моя бабушка рассказывает, как в 1930-х годах они с дедушкой ездили на этом одноколейном трамвайчике к нам сюда в Лосиный остров за грибами. Стояло жаркое лето, народ гулял по лесу и не знал, что вскоре тут раскинется новый жилой массив. Тогда тут не было ничего кроме нескольких деревянных домиков, от которых не осталось и следа, только пустоши, а те большие ровные квадраты в лесу между Лосиноостровской и Пермской улицами, на берегу первого притока речки Сосенки, которые хорошо видны на снимке из космоса - это не старые участки, а всего лишь искусственные высадки разных пород деревьев. Сосны растут там ровными рядами, явно искусственного происхождения, а ориентировочный их возраст составляет лет 50-60. Отечественная Война (1941-1945 г.г.) сильно ударила по лесу - его нещадно вырубали. А перед Войной - в 30-ые годы прошлого века - на территории будущего Метрогородка появились первые заводские и жилые постройки. Ниже показаны два фрагмента карты Москвы 1939 года. Чёрной стрелочкой обозначено место, где сейчас расположен магазин "Авоська" (ранее "Диета"). Обратите внимание на второй (к тому времени уже единственный) приток речки Сосенки, который протекал прямо по территории будущего Метрогородка. В те времена Открытая улица (вскоре переименованная в шоссе) уже доходила до Окружной железной дороги, а дальше шла обычная просёлочная дорога.

Северо-восток Москвы. 1939 год
 
Метрогородок. 1939 год

Страна продолжала крепнуть, заработало метро, и было решено проложить к нам хорошую дорогу и построить новый трамвайно-автомобильный мост через Окружную железную дорогу. К концу 30-ых, началу 40-ых годов всё было готово. С упрощением подъездных путей и пуском "нормального" двухколейного трамвая, началось строительство жёлтых 2- и 3-этажек на территории за автобазой - это и были первые дома Метрогородка, если не считать рабочих бараков на месте нынешней Пермской улицы. В них въезжали метростроители, к коим можно причислить и работников автобазы, которая тоже использовалась для нужд Метростроя. Начиная с 1938 года на картах Москвы появилась трамвайная остановка "Метрогородок".

Вначале 50-ых годов в Метрогородок переезжает завод железобетонных изделий (ЖБИ). Его продукция широко используется для строительства мостов, дорог, путепроводов и, конечно же, метрополитена. Его рабочие тоже поселились у нас. Именно тогда, вначале 50-ых годов, Открытое шоссе получило свой окончательный облик, но до нового трамвайного круга его продлили только в середине 60-х годов. Тогда же появилась улица Химушина, название которой дали к 20-ой годовщине Великой Победы (1965 г). В этом же году появились Монтажная и Тагильская улицы, и оба Иртышских проезда. Но самой древней улицей по праву считается Лосиноостровская, которая была проложена аж в 1928 году! Правда заканчивалась она на месте нынешней развилки с Пермской, которой тогда ещё не было.

Открытое шоссе. Начало 1962 года

Как уже упоминалось выше, первыми жилыми строениями Метрогородка были довоенные рабочие бараки там, где сейчас проходит Пермская улица. А после Войны началось возведение 2- и 3-этажных каменных жёлтых домиков и деревянных построек различного назначения. Это была первая волна строительства, и осуществлялась она руками пленных немцев. С тех давних пор почти ничего не сохранилось. Например, деревянный магазин, стоявший на месте нынешней "Диеты", снесли лет 20 тому назад. Народ так и звал его - "деревяшка". Говорят, когда его сносили, из подвала выбегали такого размера крысы, что люди шарахались в стороны! А другой деревянный магазин сохранился по сей день - это старая (теперь облагороженная) булочная рядом с домом 24 корпус 41, в глубине за "Диетой". Кроме них, до сих пор стоит старый клуб Метростроя (за домом 24/1), в котором до 80-х годов крутили кино, работали кружки и библиотека. За ним была баня, а ещё глубже - заводик, производивший железные балки и элементы крепежа. От него до сих пор осталась старая труба. Дома "второй волны" появились у нас в 50-ых годах - 5-этажки с покатыми крышами и высокими потолками (такими например как 26/1). К концу 50-х годов была застроена вся левая (чётная) сторона Метрогородка вплоть до универмага (которого тогда ещё не было). А в первой половине 60-ых годов началась "третья волна" - по правой (нечётной) стороне Открытого шоссе - знаменитые 5-этажные прямоугольные "хрущёвки", и чуть позже - белые панельные 9-этажки. Скорость и обьёмы строительства впечатляли: с 1962 по 1967 годы была застроена вся "нечётная" сторона Открытого шоссе от трамвайной остановки "Метрогородок" до нового трамвайного круга! Строились они на огромных пустырях, которые остались по правую сторону Открытого шоссе ещё со времён Войны - тогда лес в Лосином Острове нещадно вырубали. Сколько бы не корили "хрущёвки" за тесноту, но свою задачу на тот момент они с блеском выполнили, и люди навсегда покинули свои старые "коммуналки". Четвёртая волна строительства пошла в 70-ых годах, и среди этих новых домов были четыре (если я не ошибаюсь) печально известных фенольных дома. Пятая волна строительства породила на свет высотные дома у "Диеты", и прочие подобные им. В настоящее время у нас поднимается шестая волна строительства. Началась она с 17-этажки 24/3 и трёх домов у высоковольтки (Открытое 26/9, 26/10 и Химушина 23), и скоро продолжится. В скором времени будут снесены "хрущёвские" 5-этажки 23/1, 23/4 и 23/5 (причём часть из них уже в 2003 году), а на их месте построят новые 17-этажные дома. В конце 2003 года снос 23/4 и 23/5 был заморожен, а снос 23/1 и строительство на его месте жилой высотки и учреждений отложено до конца отопительного сезона. Весной 2004 года начался снос домов 23/4 и 23/5, территорию огородили, нагнали техники и повесили обьявление, что на этом месте будут построены дома серии П46М. Жителей "хрущёвок", идущих под снос, расселяют в Митино и Бутово.

Старый трамвай на фоне булочной. 1972 год

Но вернёмся к прошлому. В районе ближнего к Метрогородку вьезда на овощную базу Открытое шоссе почти перпендикулярно пересекала железнодорожная веточка со шлагбаумом, который потом убрали, а вскоре демонтировали и саму ветку. Ещё известно, что между трамвайными путями, идущими к нам 30-40 лет тому назад, росли огромные красивые деревья, и ехать по этой аллее было необычайно красиво. Потом деревья спилили. Зато кое-где их высаживали искусственно, ровными рядами, добровольно-принудительно сгоняя людей на посадки. Таким вот образом появились на свет ровные лесопосадки около 17-х домов, в результате чего лес "подошёл" прямо к домам. Кстати, недалеко от Пермской улицы в лесу стоит старый пьедестал, видимо для награждения лучших лесопосадчиков:-) К тому же на месте нынешнего "Колосса" раньше был стадион с трибунами в 3 ряда и забором вокруг. Так что с досугом у рабочих-метростроевцев было всё в порядке. Старожилы вспоминают, что в те времена все дома Метрогородка буквально купались в яблоневых садах, от которых теперь почти ничего не осталось. Самый большой из них был разбит за магазином "деревяшка" и охранялся собаками. А на холме рядом с нынешней детской поликлиникой до 1964 года располагался старый трамвайный круг и конечная остановка. Но в период с 1962 по 1968 годы к уже существующему Метрогородку добавились новые жилые кварталы, расположенные между старым трамвайным кругом и Детским санаторием (тогда интернатом), и 17 февраля 1964 года трамвайные пути продлили до Детского санатория №44 в свежепостроенную часть микрорайона. Там на опушке Лосиного Острова сделали новый трамвайный круг, а на месте старого потом лет 20 стояла палатка по приёму макулатуры - старых газет и журналов, которые обменивали на абонементы на получение хороших дефицитных книг. А совсем недавно на этом холме всё снесли, разровняли и построили новый высотный дом 24/3.

Теперь пару слов о транспорте, которым пользовались родители и их родители тоже. До второй половины 30-х годов трамваи к Метрогородку не ходили. Первая трамвайная линия в Метрогородок появилась в 1938 году. Трамвайчик номер 8 стал ходить от Сокольников и имел следующие остановки: Стромынка - Преображенка - Б.Черкизовская - Гоголевская - Открытое шоссе - Метрогородок, причём на промежутке от Открытого шоссе до Метрогородка он поначалу был одноколейным, и людям приходилось ждать пока вагоны развернутся и поедут в обратную сторону. Но вскоре "восьмёрку" сделали нормальной двуколейной. Старый трамвайный круг (как уже было сказано выше) находился рядом с нынешней районной поликлиникой (тогда её ещё не было). "Восьмёрка" просуществовала до конца 50-х годов и её маршрут стал таким: Открытое шоссе, Открытая ул., Шитова наб., Халтуринская ул., Б. Черкизовская ул., Преображенская пл., Преображенская ул., Стромынка, 2-й Полевой п., пл. Сокольнической заставы. В 1959-м этот маршрут сняли, а вместо него ненадолго "запустили" 4-ку, но в 1960 году её замкнули в кольцо у Подбельского и от нас убрали. Взамен в Метрогородок провели сразу 2 новых маршрута - 13 и 36, а к началу 70-х к ним добавились ещё два - 7 и 36к. "К" означало "красный", и ходил он по укороченному маршруту - только до Семёновской, в то время как 36-ой "чёрный" ездил аж до шоссе Энтузиастов и Владимирской улицы. На конец 80-х начало 90-ых годов приходится капитальный ремонт трамвайных путей на участке от Подбельского до Метрогородка, во время которого трамваи вновь ходили по одной колее. В 90-х годах отменили 36к, убрали 7-ку, а вместо неё запустики "двойку". К началу 3-го тысячелетия мы имели 3 трамвайных маршрута - 2, 13 и 36. И пока никаких изменений не намечается.

Что до автобусов и маршруток, то они никогда не баловали ни численностью ни разнообразием маршрутов. С 1980-х годов через Метрогородок курсировали автобусы 619 и 736 (до Преображенки), 146 (до Щёлковской) и 627 (от Щёлковской до Пермской). Кроме них до Лосиноостровской улицы ходили 75 и 75к ("красный" ходил очень редко до третьей проходной Кремлёвки). Были и редкие маршруты: 146-ой "До молокозавода" (по отдельному расписанию - автобус шёл по Тагильской, переезжал Открытое шоссе и ехал к молокозаводу по улочке, на месте которой теперь стоит новой здание "Колосса" с электронными часами и термометром) и 627-ой "До Белокаменного шоссе" (тоже по отдельному расписанию - после перекрёстка, где сейчас находятся Лицей, больница МПС и общежитие МГСУ, он повторял маршрут 75, правда просуществовал этот маршрут очень недолго). К 2000-му ситуация изменилась, и теперь между Щёлковской и Подбельской курсирует "трёшка", а между "Подбельской" и Лосиноостровской - 75-ый. Что касается маршруток, то с начала 70-х годов они ходили между Универмагом (у 26-х домов) и метро (сначала "Преображенская", затем "улица Подбельского"). Теперь к ним прибавился ещё один маршрут, параллельно автобусу №3.

Теперь о метро. До 1963 года жителям Метрогородка, чтобы сесть на это самое метро, приходилось ехать на трамвае аж до самой станции "Сокольники". Но 22 июля 1963 года открылась станция метро "Щёлковская", а 31 декабря 1965 года - станция "Преображенская площадь", и добираться до метро стало легче. Так четверть века и ездили пока 1 августа 1990 года Сокольническую линию не продлили до "Черкизовской" и "Улицы Подбельского". Начиная с 1971 года в планах московского Метростроя было продление Сокольнической линии прямо в микрорайон. Станция должна была называться "Метрогородок". В 1973 году планы скорректировали и наметили построить после станции "Преображенская площадь" ещё три - "кинотеатр Янтарь", "Метрогородок" и "Уральская улица". Но уже 30 лет прошло, а воз и ныне там, и даже хуже - в планах до 2030 года станции "Метрогородок" не значится.

С точки зрения транспортной доступности объект оценки расположен достаточно удобно в десяти минутах транспортом до ближайшей станции метро «Улица Подбельского».

Материал подготовлен с использованием информации с официального сайта Правительства г. Москвы www.mos.ru





double arrow
Сейчас читают про: