Чем объясняется подъем культуры в эпоху Петра I?

XVIII век был временем широкого и всесто­роннего расцвета русской художественной куль­туры. Факт этот был обусловлен прежде всего ко­ренными социально-экономическими преобразова­ниями, осуществляемыми в России прогрессивным правителем Петром I. В отличие от средневеко­вой эпохи, когда культура носила преимущественно культовый характер, в XVIII веке начинают бур­но развиваться светские формы многих видов ис­кусства, в частности — живопись, архитектура, скульптура, прикладное искусство, гравюра. Столь интенсивное развитие можно объяснить, с одной стороны, тем, что в эпоху Петра I стало возмож­ным широко использовать богатейший опыт наци­ональной художественной культуры Древней Руси, а с другой — тем, что все интенсивнее стал при­влекаться опыт европейских культурных традиций.

Переход к светским формам художественного творчества в России по сравнению с европейски­ми странами осуществлялся с некоторым опозда­нием. Но, поскольку переход этот был подготов­лен всем развитием культуры многонациональной России, новое русское искусство очень скоро об­рело профессиональную зрелость. Это проявилось, например, в процессе строительства столицы Рос­сии — Петербурга и ряда других городов государства с их многочисленными дворцами, обще­ственными зданиями и сооружениями. Бурное стро­ительство повлекло за собой развитие декоратив­ной пластики, живописи, круглой скульптуры и рельефа, которые в сочетании друг с другом при­давали неповторимую красоту многим архитектур­ным ансамблям. Культура XVIII века формиро­валась главным образом на основе национальных традиций, в то же время она интенсивно впитыва­ла творческие черты наиболее прогрессивных ев­ропейских культур.

Одна из основных черт петровского времени заключается в том, что уже в первой половине XVIII века заметно повышается роль человека как личности в обществе, это соответственно оказыва­ет влияние на все стороны развития культуры стра­ны. Совершенствовалась политическая система го­сударства, развивались промышленность, наука, культура. Все это требовало энергичных, предпри­имчивых и умелых людей, а как следствие — пред­почтение отдавалось таланту человека, а не его титулу или родовитости. Государственной поли­тикой становится утверждение в искусстве свет­ских начал.

Хорошо понимая насущные потребности стра­ны, Петр I разнообразными, порой крутыми и ре­шительными мерами добивался того, чтобы Россия как можно скорее заняла достойное место среди других европейских государств. Им поощрялось использование европейского опыта во всех облас­тях техники, науки и искусства. Не случайно имен­но в петровские времена впервые возникла идея создания Академии художеств. Без опытных «уче­ных» живописцев и граверов, считал Петр I, России обойтись нельзя. Приглашая иностранцев, он в то же время заботился о воспитании русских ху­дожников.

С этой целью широко практиковалось пенсионерство — посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии людей творчес­ких специальностей. Для петровской эпохи харак­терно прежде всего то, что сам Петр, гордясь та­лантом россиян, помогал их творческому росту к, руководствуясь идеей государственного блага, вся­чески поощрял их деятельность. К талантливым художникам и архитекторам, отосланным на 2-3 года на пенсионерство за границу, относятся И.Н­. Никитин, А.М. Матвеев, И.К. Коробов и др. Наря­ду с этим многие творческие личности обучались иностранцами в самой России, куда иностранцы приглашались для выполнения работ по догово­ру. В числе приезжавших в Россию иностранцев наряду с такими, кто приезжал с целью обогаще­ния, было немало и тех, кто приезжал, чтобы от­дать свой талант русской культуре.

В отечественной культуре первой половины XVIII века наметилось разделение искусства на три временных этапа: петровская эпоха (первая четверть XVIII века), конец 1720-начало 1740-х годов и 1740-1750-е годы. Для каждого этапа мо­гут быть выделены свои, характерные только для этого времени признаки развития культуры. Пер­вый этап характеризуется решением градострои­тельных задач, развитием светских форм изобра­зительного искусства, созданием новой системы художественного образования. Второй этап — вре­мя, когда несмотря на некоторое замедление про­цесса художественного развития во время правления Анны Иоановны, петровские реформы при­ носят ощутимые плоды в области архитектуры, изобразительного искусства) кораблестроения, гра­достроения. Всплеск в области культуры наблюдался в период возвращения из-за границы мно­гих петровских пенсионеров. Время начала их ра­боты на благо отечества совпадает с закладыва­нием основ развития многих видов искусств и куль­ туры в целом. Третий этап представляет собой период дальнейшего подъема национальной и ху­дожественной культуры, определенный возврат к традициям искусства Древней Руси.

Новыми живописными жанрами заблистала с начала XVIII в. и живопись: исторические компо­зиции, портрет, батальные сцены, натюрморт, ми­ниатюра, а в оформлении интерьеров — монумен­тально-декоративная живопись.

В эпоху петровских реформ большое значение придавалось гравюре, ибо она наиболее полно от­ражала успехи политического и культурного строительства русского государства. Гравюра существовала в форме книжной иллюстрации, само­стоятельных станковых произведений и пр. Гра­вированные листы рассылались по стране, их да­ вали русским дипломатам в зарубежных государ­ствах с целью демонстрации успехов в России.

Преобразования Петра I подвергли ломке и старый патриархальный быт, утверждая светский образ жизни. Чтобы отделывать в новых дворцах и домах интерьеры «на европейский манер», по­ надобилось развивать и прикладное искусство. По­являются новые формы мебели, почетное место в убранстве дворцов занимают шпалеры, стеклянная и хрустальная посуда, изделия из фарфора, последнее явилось событием мирового значения.

Если в Древней Руси скульптура, в отличие от живописи, находила сравнительно небольшое применение, то уже в первой половине XVIII века постепенно осваиваются все жанры станковой и монументальной скульптуры. Но, главное, начи­нает развиваться монументально-декоративная пластика, тесно связанная с архитектурой.

Политические и социальные перемены в жиз­ни страны повлекли за собой и значительные из­менения в архитектуре и строительстве. Новые типы сооружений потребовали и разработки осо­бых приемов строительства, применения новых материалов конструкций. Планы сооружений это­го времени отличались относительной простотой и структурной четкостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: