XVIII век был временем широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры. Факт этот был обусловлен прежде всего коренными социально-экономическими преобразованиями, осуществляемыми в России прогрессивным правителем Петром I. В отличие от средневековой эпохи, когда культура носила преимущественно культовый характер, в XVIII веке начинают бурно развиваться светские формы многих видов искусства, в частности — живопись, архитектура, скульптура, прикладное искусство, гравюра. Столь интенсивное развитие можно объяснить, с одной стороны, тем, что в эпоху Петра I стало возможным широко использовать богатейший опыт национальной художественной культуры Древней Руси, а с другой — тем, что все интенсивнее стал привлекаться опыт европейских культурных традиций.
Переход к светским формам художественного творчества в России по сравнению с европейскими странами осуществлялся с некоторым опозданием. Но, поскольку переход этот был подготовлен всем развитием культуры многонациональной России, новое русское искусство очень скоро обрело профессиональную зрелость. Это проявилось, например, в процессе строительства столицы России — Петербурга и ряда других городов государства с их многочисленными дворцами, общественными зданиями и сооружениями. Бурное строительство повлекло за собой развитие декоративной пластики, живописи, круглой скульптуры и рельефа, которые в сочетании друг с другом придавали неповторимую красоту многим архитектурным ансамблям. Культура XVIII века формировалась главным образом на основе национальных традиций, в то же время она интенсивно впитывала творческие черты наиболее прогрессивных европейских культур.
Одна из основных черт петровского времени заключается в том, что уже в первой половине XVIII века заметно повышается роль человека как личности в обществе, это соответственно оказывает влияние на все стороны развития культуры страны. Совершенствовалась политическая система государства, развивались промышленность, наука, культура. Все это требовало энергичных, предприимчивых и умелых людей, а как следствие — предпочтение отдавалось таланту человека, а не его титулу или родовитости. Государственной политикой становится утверждение в искусстве светских начал.
Хорошо понимая насущные потребности страны, Петр I разнообразными, порой крутыми и решительными мерами добивался того, чтобы Россия как можно скорее заняла достойное место среди других европейских государств. Им поощрялось использование европейского опыта во всех областях техники, науки и искусства. Не случайно именно в петровские времена впервые возникла идея создания Академии художеств. Без опытных «ученых» живописцев и граверов, считал Петр I, России обойтись нельзя. Приглашая иностранцев, он в то же время заботился о воспитании русских художников.
С этой целью широко практиковалось пенсионерство — посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии людей творческих специальностей. Для петровской эпохи характерно прежде всего то, что сам Петр, гордясь талантом россиян, помогал их творческому росту к, руководствуясь идеей государственного блага, всячески поощрял их деятельность. К талантливым художникам и архитекторам, отосланным на 2-3 года на пенсионерство за границу, относятся И.Н. Никитин, А.М. Матвеев, И.К. Коробов и др. Наряду с этим многие творческие личности обучались иностранцами в самой России, куда иностранцы приглашались для выполнения работ по договору. В числе приезжавших в Россию иностранцев наряду с такими, кто приезжал с целью обогащения, было немало и тех, кто приезжал, чтобы отдать свой талант русской культуре.
В отечественной культуре первой половины XVIII века наметилось разделение искусства на три временных этапа: петровская эпоха (первая четверть XVIII века), конец 1720-начало 1740-х годов и 1740-1750-е годы. Для каждого этапа могут быть выделены свои, характерные только для этого времени признаки развития культуры. Первый этап характеризуется решением градостроительных задач, развитием светских форм изобразительного искусства, созданием новой системы художественного образования. Второй этап — время, когда несмотря на некоторое замедление процесса художественного развития во время правления Анны Иоановны, петровские реформы при носят ощутимые плоды в области архитектуры, изобразительного искусства) кораблестроения, градостроения. Всплеск в области культуры наблюдался в период возвращения из-за границы многих петровских пенсионеров. Время начала их работы на благо отечества совпадает с закладыванием основ развития многих видов искусств и куль туры в целом. Третий этап представляет собой период дальнейшего подъема национальной и художественной культуры, определенный возврат к традициям искусства Древней Руси.
Новыми живописными жанрами заблистала с начала XVIII в. и живопись: исторические композиции, портрет, батальные сцены, натюрморт, миниатюра, а в оформлении интерьеров — монументально-декоративная живопись.
В эпоху петровских реформ большое значение придавалось гравюре, ибо она наиболее полно отражала успехи политического и культурного строительства русского государства. Гравюра существовала в форме книжной иллюстрации, самостоятельных станковых произведений и пр. Гравированные листы рассылались по стране, их да вали русским дипломатам в зарубежных государствах с целью демонстрации успехов в России.
Преобразования Петра I подвергли ломке и старый патриархальный быт, утверждая светский образ жизни. Чтобы отделывать в новых дворцах и домах интерьеры «на европейский манер», по надобилось развивать и прикладное искусство. Появляются новые формы мебели, почетное место в убранстве дворцов занимают шпалеры, стеклянная и хрустальная посуда, изделия из фарфора, последнее явилось событием мирового значения.
Если в Древней Руси скульптура, в отличие от живописи, находила сравнительно небольшое применение, то уже в первой половине XVIII века постепенно осваиваются все жанры станковой и монументальной скульптуры. Но, главное, начинает развиваться монументально-декоративная пластика, тесно связанная с архитектурой.
Политические и социальные перемены в жизни страны повлекли за собой и значительные изменения в архитектуре и строительстве. Новые типы сооружений потребовали и разработки особых приемов строительства, применения новых материалов конструкций. Планы сооружений этого времени отличались относительной простотой и структурной четкостью.