II. Антропологическая направленность катехизации

В ходе истории катехизация была ориентирована то на верность Богу, то на верность человеку. Структура так называемой катехизации "формальных оценок" (ее также называют мюнхенско-венской) отличается тем, что в ее "послании" заложена верность человеку. Она основывалась на принципе наглядности, материал подавался в соответствии с возможностями катехизируемых, причем часто в ущерб теологическому содержанию. При таком подходе Священное Писание использовалось только как так называемое "воззрение", а не источник катехизации. Иначе говоря, библейская тематика считалась подтверждением тех истин о Боге, которые излагал катехизатор, используя привычную для людей терминологию.

Положение изменил австрийский иезуит И.А.Юнгманн (Jungmann), который обратил внимание на миссию, связанную с деятельностью катехизатора как глашатая Бога, Его керикса, возвещающего от имени Бога спасительные истины. Катехизатор должен излагать их, основываясь на Священном Писании - Слове Божием. Он обязан так говорить о Боге, как Сам Бог говорит о Себе в Священном Писании. Библия должна быть источником проповеди, так как в ней мы ищем ответы на все интересующие нас вопросы. В катехизации с керигматической структурой встреча начинается с возвещения, с прочтения Слова Божиего, над которым затем размышляют, которое разъясняют, чтобы следовать ему в жизни.

В катехизации с керигматической структурой сохранялась верность Богу. Однако в ней библейская тематика была недостаточно прочно связана с жизнью катехизируемых. По этой причине произошел поворот к человеку, благодаря чему в представленной структуре катехизации сохраняется верность Богу и человеку.

Интерес к человеческой жизни и всему, что происходит на земле, проявившийся на катехетических встречах, вызван современным атеизмом, ограничивающим человеческое существование земной жизнью.

Атеистическое мировоззрение приводит к тому, что человек стремится получить максимум удовольствий, не считаясь с нравственными нормами. Такая утилитарная гедонистическая позиция представляет огромную опасность для молодого человека, начинающего познавать свою индивидуальность, искать смысл жизни, формировать свое мировоззрение и характер. Он интересуется всеми проблемами современного мира, узнавая о них из средств массовой информации: радио, телевидения, прессы. Большое влияние на его психику оказывает окружение: семья, сверстники, одноклассники и т.д. Молодой человек интересуется их жизнью, и это оказывает влияние на формирование его личности. Катехизаторы должны знать эти проблемы и заниматься ими. Отцы Второго Ватиканского Собора и Папа Иоанн Павел II напоминают, что жизнь человека - дар Божий, а человек - путь Церкви. В энциклике Искупитель человека (Redemptor hominis, далее - RH) Папа напоминает: "...человек и есть первый путь, по которому должна следовать Церковь во исполнение своей миссии; человек - вот первый и главный путь Церкви, путь, намеченный Самим Христом, путь, который неизменно проходит через тайну Воплощения и Искупления" (№ 14).

Поэтому все, что переживают люди, интересует Церковь. Если бы не изучались проблемы человека, не удалось бы сохранить верность не только человеку, но и Богу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: