I. Пророческая миссия Церкви

Человека называют "существом общественным", и с рождения до смерти он живет в различных группах, которые влияют на его жизнь, формируют характер, готовят к профессиональной и общественной деятельности. Наряду с семьей значительную роль в этом воспитании играет Церковь.

Отцы Второго Ватиканского Собора отмечают: "Богу угодно, чтобы мы спасались не по одиночке, а целой общиной". Вначале Он призывает Авраама вступить в общение и подружиться с Единым Богом. Затем связь с Богом укрепляется в семьях патриархов Израиля, чтобы принести плоды в виде союза (завета), заключенного на горе Синай во время путешествия израильтян под предводительством Моисея в землю обетованную. Знаками связи с Богом, спасшим народ, стал Ковчег Завета со скрижалями, а после завоевания Ханаана - храм в Иерусалиме, построенный Соломоном.

Люди, особо призванные Богом - патриархи, Моисей, Иисус Навин, судьи, пророки и цари - свидетельствуют о присутствии Бога и Его единении с Израилем. Богодухновенные авторы подчеркивают тайну избранности Израиля и любви Бога к нему: "Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов; но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим" (Втор. 7, 6). В общине избранного народа осуществлялись служения, которые Иисус Христос передал Своей Церкви: пастырское, исполняемое патриархами, судьями и царями; священническое, исполняемое Моисеем, а затем Аароном и его потомками, а также пророческое, в котором участвовали Моисей и многочисленные пророки. Все служения способствовали освобождению от политического гнета и греха, то есть вели к спасению.

Создавая Свою Церковь как общину спасения, Иисус Христос поручил ей эти три важнейшие миссии: пастырскую, священническую и пророческую. По воле Иисуса Христа Церковь иерархична. Епископы и священники помогают Папе управлять ею и опекать ее. Священническую миссию исполняют священники и диаконы, совершая таинства. Пророческую миссию, цель которой - проповедовать Слово Божие, исполняют люди, получившие на это особое разрешение. В пророческой миссии Откровение Бога передается через евангелизацию, проповедь и катехизацию. Задача катехизации - помочь как общинам, так и отдельным верующим прийти к зрелой вере. Вера включает в себя аспекты: воли, чувственный и интеллектуальный. Последний связан с постепенным познаванием всех Богооткровенных истин, важнейший источник которых - Священное Писание.

В исполнении пророческой миссии Церкви следует принимать во внимание ту ситуацию, в которой проводится катехизация, чтобы в результате ее произошла встреча человека с Богом. Катехизация готовит к личной встрече с Богом тех, кто под руководством катехизаторов размышляет о своей жизни, учитывая то, что предлагает им Бог. Интерпретация экзистенциальных проблем катехизируемых, основанная на ответе Бога, должна помочь им принять конкретное решение. Плодотворность пророческой миссии зависит от ответа участников группы, их волеизъявления, эмоционального отклика и конкретного поступка. Катехизация выполняет свою задачу лишь в том случае, если сохраняет верность Богу и человеку.

Сохранение верности Богу зависит от правильного понимания библейской керигмы, призыва Бога и научения, адресованного катехизируемым. Библейская керигма отражает замысел Бога спасти всех людей. Божественный план спасения, представленный в Библии, указывает на вмешательство Бога, выраженное в словах и действиях. Бог преподносит Самого Себя человеку, чтобы тот принял Его любовь и оценивал свою жизнь через призму Божьего учения. Катехизаторы обязаны правильно проповедовать керигму спасения, иначе говоря, - хранить верность Богу.

"Прочтение" керигмы требует, прежде всего, серьезной библейской подготовки и использования критериев библейской герменевтики. Весть о спасении всегда адресована человеку, поэтому глашатаи Слова Божиего должны оставаться верными ему. Они выполнят это условие, если во время катехизации будут затрагивать вопросы, относящиеся к повседневной жизни тех, к кому обращено Слово Божие, пользуясь языком общения, названным "языком катехизации", и применять методы и пособия, соответствующие способностям восприятия учеников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: