Соединение адекватного и неадекватного

В теологии и религиоведении (конфессиональном и светском) обсужда­ется возможность и правомерность постановки вопроса об истинности — не­истинности как отдельных религиозных суждений и их совокупности, так и религиозно-экономических, религиозно-политических, религиозно-правовых и других концепций.

И христианской, исламской теологии, учениях других религий допуска­ется постановка такого вопроса, при этом признаются истинными (нередко абсолютно) суждения, положения данной религиозной системы и неистин­ными или неполностью истинными суждения, положения, других религиоз­ных систем утверждается, что только сама теология, вероучение вправе рас­сматривать эту проблему. Конфессиональное религиоведение исходит из тех же посылок, признавая в итоге свою некомпетентность в решении вопроса об истинности — неистинности религиозных высказываний. В светском рели­гиоведении возможность гносеологического анализа религиозных суждений одними исследователями признается, другими отрицается,

В религиозном сознании адекватные отражения соединены с иллюзиями и заблуждениями. Нет оснований подходить к такому соединению аксиоло­гически, заведомо позитивно или негативно. Конечно, в обыденном созна­нии, а также в идеологемах слова “истина”, “иллюзия”, “заблуждение” могут приобретать и приобретают оценочную нагрузку — в истории много приме­ров, когда защита “истины” или “заблуждения” была чревата печальными последствиями для защитников. Но для науки истина и заблуждение — мо­менты развития человеческого сознания, мышления, познания. Люди никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было исканий истины, за­блуждение не вина, а неизбежность (о сознательном обмане с недобрыми на­мерениями и фальсификациях речь в данном случае не идет). В определен­ных исторических ситуациях и точках индивидуального существования люди нуждаются в иллюзиях, и те удовлетворяют такого рода нужду.

Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является абсо­лютно ложным: в нем есть адекватное миру содержание. Например, в хри­стианском сопряжении Бога как существа Творящего, Всемогущего, Всебла­гого, Вездесущего и т. д. и человека как тварного, немощного, греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы и зависимости. Рели­гиозные образы в качестве компонентов имеют соответствующие действи­тельности данные чувственного опыта (астроморфизм, зооморфизм, фито­морфизм, антропоморфизм, психоморфизм, социоморфизм) В религиозных повествованиях, притчах воссоздаются реальные явления и события анало­гично тому, как это делает искусство рез художественные образы, литера­турное повествование. В определенных условиях в религиозных системах развивались естественно-научные, логические, исторические, психологиче­ские антропологические и прочие знания. Взаимодействуя с другими облас­тями духовной жизни, религия включает в себя экономические, кие, полити­ческие, нравственные, художественные, философские воззрения. Они порой являлись заблуждениями, но среди них и такие, которые давали достоверную информацию о мире, был” ценностно-значимыми, выражали объективные тенденции развития общества. В религиях производится адекватное действи­тельности духовное содержание. И все же правомерно учитывать, что это со­держание в религиозных представлениях, понятиях, идеях слито с образами воображения, в результате чего целостная картина может скрывать объек­тивные связи. Основоположения, посылки, доктринальные аксиомы, главные Истины не получили обоснования с использованием методов научного по­знания, в конечном счете они являются предметом веры.

Вопрос об истинном и неистинном в религиозном сознании был постав­лен внутри самих религиозных систем задолго до появления религиоведения как отрасли науки. Истинностная интенция внутренне присутствует в любом аффирмативном (утверждающем) и негативном (отрицающем) суждении, и всякое познание предполагает стремление к истине. Сказанное относится и к религиозным высказываниям (догматам, вероучительным положениям и т. д.), к богопознанию, независимо от того, как трактуется истина и как опреде­ляются ее критерии. Истинностные споры проходят через всю историю рели­гии и теологии: представители каждой данной религии и конфессии претен­довали на истину, а в других находили заблуждения; еретики отвергали офи­циальную догматику как ложную, а ортодоксия защищала и утверждала ее в качестве Абсолютной Истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: