В теологии и религиоведении (конфессиональном и светском) обсуждается возможность и правомерность постановки вопроса об истинности — неистинности как отдельных религиозных суждений и их совокупности, так и религиозно-экономических, религиозно-политических, религиозно-правовых и других концепций.
И христианской, исламской теологии, учениях других религий допускается постановка такого вопроса, при этом признаются истинными (нередко абсолютно) суждения, положения данной религиозной системы и неистинными или неполностью истинными суждения, положения, других религиозных систем утверждается, что только сама теология, вероучение вправе рассматривать эту проблему. Конфессиональное религиоведение исходит из тех же посылок, признавая в итоге свою некомпетентность в решении вопроса об истинности — неистинности религиозных высказываний. В светском религиоведении возможность гносеологического анализа религиозных суждений одними исследователями признается, другими отрицается,
|
|
В религиозном сознании адекватные отражения соединены с иллюзиями и заблуждениями. Нет оснований подходить к такому соединению аксиологически, заведомо позитивно или негативно. Конечно, в обыденном сознании, а также в идеологемах слова “истина”, “иллюзия”, “заблуждение” могут приобретать и приобретают оценочную нагрузку — в истории много примеров, когда защита “истины” или “заблуждения” была чревата печальными последствиями для защитников. Но для науки истина и заблуждение — моменты развития человеческого сознания, мышления, познания. Люди никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было исканий истины, заблуждение не вина, а неизбежность (о сознательном обмане с недобрыми намерениями и фальсификациях речь в данном случае не идет). В определенных исторических ситуациях и точках индивидуального существования люди нуждаются в иллюзиях, и те удовлетворяют такого рода нужду.
Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является абсолютно ложным: в нем есть адекватное миру содержание. Например, в христианском сопряжении Бога как существа Творящего, Всемогущего, Всеблагого, Вездесущего и т. д. и человека как тварного, немощного, греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы и зависимости. Религиозные образы в качестве компонентов имеют соответствующие действительности данные чувственного опыта (астроморфизм, зооморфизм, фитоморфизм, антропоморфизм, психоморфизм, социоморфизм) В религиозных повествованиях, притчах воссоздаются реальные явления и события аналогично тому, как это делает искусство рез художественные образы, литературное повествование. В определенных условиях в религиозных системах развивались естественно-научные, логические, исторические, психологические антропологические и прочие знания. Взаимодействуя с другими областями духовной жизни, религия включает в себя экономические, кие, политические, нравственные, художественные, философские воззрения. Они порой являлись заблуждениями, но среди них и такие, которые давали достоверную информацию о мире, был” ценностно-значимыми, выражали объективные тенденции развития общества. В религиях производится адекватное действительности духовное содержание. И все же правомерно учитывать, что это содержание в религиозных представлениях, понятиях, идеях слито с образами воображения, в результате чего целостная картина может скрывать объективные связи. Основоположения, посылки, доктринальные аксиомы, главные Истины не получили обоснования с использованием методов научного познания, в конечном счете они являются предметом веры.
|
|
Вопрос об истинном и неистинном в религиозном сознании был поставлен внутри самих религиозных систем задолго до появления религиоведения как отрасли науки. Истинностная интенция внутренне присутствует в любом аффирмативном (утверждающем) и негативном (отрицающем) суждении, и всякое познание предполагает стремление к истине. Сказанное относится и к религиозным высказываниям (догматам, вероучительным положениям и т. д.), к богопознанию, независимо от того, как трактуется истина и как определяются ее критерии. Истинностные споры проходят через всю историю религии и теологии: представители каждой данной религии и конфессии претендовали на истину, а в других находили заблуждения; еретики отвергали официальную догматику как ложную, а ортодоксия защищала и утверждала ее в качестве Абсолютной Истины.