Философия религии. Предмет и место в системе знаний

Философия религии не представляла и не представляет собой некоего монообразова­ния, совокупности единогласных решений и суждений. Можно говорить о плюрализме, альтернативности подходов к решению комплекса философских задач, связанных с рели­гией. Это относится и к проблемам оп­ределения предмета, метода, статуса философии ре­лигии, построения ее со­держания. Ответы на подобные вопросы зависят от исходных, ба­зовых фило­софских посылок, понимания природы философского и религиоведческого знания, соотношения философии религии и доктринального (кредового) ве­роучительного пласта религий, от предпочтений того или иного мыслителя.

Философия религии представала и предстает в разных видах. Как раз­розненное мно­жество философских высказываний о религии, принадлежа­щих различным философским течениям, философам, культурам. В этом виде философия религии выступает как нечто несистематизированное. Философия религии может представать как раздел философских систем, концепций, специально выделенный и разра­ботанный, находящийся в единстве с целым, а также как относительно самостоятельная дисциплина не вплетенная в об­щефилософский контекст.

Философию религии можно рассматривать в контексте четырех областей знания: философии, религиоведения, конкретных наук, делающих религию объектом исследова­ния в определенном аспекте, в соотношении с теологией.

Выделение философии религии как специальной пред­метной области философского знания происходит в XVII – XIX вв. благодаря трудам фи­ло­софов Б. Спинозы, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера, философов И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Мар­кса, Ф. Энгельса, Э. Гартмана, тео­лога и историка рели­гии К. Тиле, теолога и философа С. Кьеркегора, философа В. С. Со­ловьева и др.

В XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда вы­дающихся представителей различных направлений философии. Содержание философии религии об­разуют философские понятия и концепции. Эти кон­цепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под уг­лом зрения методологии какого-либо заданного философского направления – натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, анали­тической философии, философской антропологии, персонализма, не­отомизма и т. д.

От философии религии необходимо отличать религиозную философию. Ее образует совокупность исходящих из принципов религиозного мировоз­зрения представлений, по­нятий, идей, концепций о Боге и мире (онтология и метафизика), человеке (антропология), об обществе (социология, историосо­фия), о познании (гносеология и эпистемология), ценностях (аксиология). Ре­лигиозная философия делает объектом рассмотрения и рели­гию, разумеется, на базе своего решения онтологических, антропологических, гносеоло­гиче­ских и других проблем. Значит, правомерно различать внерелигиозную, свет­скую и религиозную философию религии.

В настоящее время в качестве проблемных областей философии ре­лигии можно вы­делить:

1. выявление статуса философии религии в общей системе философ­ских, религиоведче­ских и иных знаний, определение специфики фи­лософского осмысления ре­лигии, решение вопроса о философских методах постижения объекта и т. п. (круг мета­проблем по отношению к самой фило­софии религии);

2. рассмотрение особенностей и структуры религиоведческого зна­ния, закономерно­стей его развития, места религиоведения в ряду наук (круг метапроблем по отношению к религиоведению как научной дисциплине);

3. анализ различных (многообразных) вариантов раскрытия сущно­сти религии, нахож­дение принципов подхода к ее определению, наконец, формулирование философ­ского определения понятия религии;

4. выявление онтологических основ религии в бытии Космоса, пла­неты Земля, человече­ства, этноса, отдельного человека и т. д., анализ гносео­логических предпосылок религии;

5. изучение особенностей процессов познания в религиозном созна­нии (своеобразия субъекта, объекта, форм и результатов познания);

6. исследование религиозного мировоззрения, разных типов и ви­дов, религиозных веро­ваний, понятий, представлений, суждений, высказыва­ний, структур умозаключений, языка религии, теистических учений о Боге, обоснований его бытия и т.д.;

7. выявление содержания и специфики религиозной философии – ре­лигиозной метафи­зики и онтологии, эпистемологии, историософии, антро­пологии, этики и т. д.

В философии религии исходным и главным является:

· анализ религиозного сознания на основе перечисленных аспектов в единстве с языком ре­лигии;

· изучение религиозных верований (знаний, способов их присвое­ния, индивидуа­ции), суждений (догматов, вероучительных поло­жений), понятий, а также отличий этих компонентов религиозного сознания от веры, верований, понятий в других формах созна­ния.

· Рассмотрение того, как религиозное сознание выражается в прак­тике религиозных людей. – То есть необходимо раскрыть семан­тику естественных и искусствен­ных языков в религии, а также символики культа, религиозного искусства, архитектуры, про­странства и времени.

Обозначенные предметные области входят в современную философию религии. В истории же философия включала и такие знания о религии, кото­рые с современной точки зрения не имели философского статуса – историче­ские, психологические, географиче­ские, лингвистические и пр. Лишь по мере предметного самоопределения философии в целом и философии религии, в частности, удалось сформулировать указанные предметные об­ласти. Что же касается другого рода знаний, то они нашли свое место либо в иных раз­де­лах религиоведения, либо, в различных конкретных науках.

Рассмотрим место философии религии в контексте религиоведческого знания. Суще­ствует точка зрения, согласно которой философия религии должна рассматриваться за пределами религио­ведческого знания. По суще­ству это означает, что, с одной стороны, религиоведение отрывают от филосо­фии, т.е. от философского мировоззрения и методо­логии; освобож­дают религиоведение от философии рели­гии, нередко заменяя ее философ­ской теологией как “религиоведческой” дисциплиной; а с другой стороны, отвергают ре­лигиоведческое содержание самой философии религии. С этим во многом связано пред­ставле­ние о религиоведении как об эмпирической науке. На наш взгляд, философия рели­гии является вполне реле­вантным раз­делом, как философии, так и религиоведения.

Конечно, статус и связи философии религии в философии вообще и в религиоведе­нии неодинаковы: в философии центральными разделами высту­пают метафизика, онтоло­гия, гно­сеология, социальная философия – филосо­фия религии взаимодействует с ними, а также логикой, этикой, эстетикой и другими философскими дисциплинами; в светском религио­ведении филосо­фия религии сама является базовым разделом и связана с социоло­гией, пси­хологией, феноменологией, историей религии. Здесь философия религии со­еди­няет разноуровневые и разноаспектные знания о религии в систему, вы­полняет соответст­вующие методологические функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: