Существует два таких уровня — обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений мистерий, иллюзий, традиций, стереотипов, установок, привычек, настроений, чувств, влечений, чаяний, направленности воли, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а фрагментарно — разрозненные представления, взгляды или отдельные узлы таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы. Среди компонентов обыденного сознания можно выделить относительно устойчивые, консервативные и подвижные, динамичные; к первым относятся традиции, обычаи, стереотипы и т. п., ко вторым — настроения. Следует подчеркнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные способы передачи представлений, образов мыслей, чувств, иллюзий и т.д., религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме.
Религиозное сознание на концептуальном уровне — концептуализированное сознание — это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций, продукт профессиональной деятельности мыслителей. В такое сознание входят: 1) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, теология, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства и т. д., выражающаяся в концепциях различного характера — религиозно-экономических, религиозно-политических, религиозно-правовых, религиозно-этических, религиозно-эстетических и т. д. (теология освобождения, теология процесса, теология труда, политические теологии и др.); 3) религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианский экзистенциализм, христианская антропология, метафизика всеединства и др.). Интегрирующий компонент составляют кредовый концепт, вероучение, богословие, теология. Богословие (теология), кредовые концепты, вероучение базируются на сакральных текстах и в то же время разрабатывают правила их толкования.
ЛЕКЦИЯ 6