Наглядная образность и эмоциональность

Религиозное сознание выступает в чувственных (образы созерцания, представления) и мыслительных (понятие, суждение, умозаключение) фор­мах. Значимость последних существенно возрастает на концептуальном уровне сознания, в целом же в нем преобладают сенсорные образования, особенно большую роль играет представление. Источником образного мате­риала служат природа, общество, человек, соответственно религиозные су­щества, свойства, связи создаются по подобию явлений природы, общества, человека. Важны в религиозном сознании так называемые смыслообразы, ко­торые являются переходной формой от представления к понятию. Содержа­ние религиозного сознания наиболее часто находит выражение в литературе (притча, рассказ), живописи, скульптуре в разного рода предметах, графиче­ских начертаниях и т. д.

Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, что обу­словливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного сознания. Важный компонент этого сознания составляют религиозные чувства. Религи­озные чувства — это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективны” гипостазированными существам, атрибутизированным свойств и связям; к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе; а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, чувствованиями и в силу этого приобрели соответствующую направ­ленность, смысл и значение. Возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности — тяготения к их переживанию, религиозно-эмоцио­нальному насыщению.

С религиозными представлениями могут соединяться и получать соот­ветствующую направленность, значение и смысл самые разные эмоции чело­века — страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожида­ние, стенические и астенические, альтруистические и эгоистические, пракси­ческие и гностические нравственные и эстетические. В результате такого со­единения переживается “страх Господень”, “любовь к Богу”, “чувство гре­ховности, смирения, покорности”, “радость богообщения”, “умиление ико­ной Богоматери”, “сострадание к ближнему”, “благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы” “ожидание чуда”, “надежда на потусто­роннее воздаяние” и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: