Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра социологии и политологии
УТВЕРЖДАЮ
Декан гуманитарного факультета
_______________ И.А. Батанина
«____» ______________ 2009 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Направление подготовки: 040200 – Социология
Специальность: 040201 – Социология
Формы обучения: очная, заочная
Тула 2010
Разработала: канд. полит. наук, доц. Маркеева М.Ю.
Рабочая программа составлена канд. полит. наук, доц. Маркеевой М.Ю.и обсуждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,
протокол №12 от «23» сентября 2008 г.
Зав. кафедрой _____________________И. А. Батанина
Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,
протокол №1 от «31» августа 2009 г.
Зав. кафедрой _____________________И. А. Батанина
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
Изучение дисциплины «массовая коммуникация» является частью профессиональной подготовки социологов и имеет своей целью выработку у будущих выпускников всестороннего и целостного представления о процессе практической работы традиционных и новых видов средств массовой коммуникации с учетом значимости их роли в мире и в современной России. Целью курса является изучение ключевых проблем функционирования средств массовой информации в России.
Программа курса носит проблемный характер, вместе с тем, она предполагает прикладной анализ современных проблем СМИ с учетом особенностей развития новых видов СМК и сетевых технологий коммуникации.
В качестве основных задач изучения этой дисциплины ставятся следующие:
1) углубить и синтезировать знания, полученные студентами в рамках учебных курсов по социологии массовых коммуникаций;
2) раскрыть значение практических знаний по коммуникативистике для профессиональной подготовки социологов;
3) показать роль информационной политики современных государств в обеспечении устойчивого развития;
4) уметь выявлять прикладные аспекты специфики работы современных моделей СМИ;
5) закрепить навыки применения социологических методов для анализа работы СМИ и их влияния на аудиторию.
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы теории массовой коммуникации
1.1 Концептуальные подходы к трактовке роли массовой коммуникации в обществе.
1.1.1. Институциональный и неоинституциональный подходы к исследованию СМК
1.1.2. Структурно-функциональный и бихевиористский подходы к исследованию СМК
|
|
1.1.3. Особенности коммуникативного, культурологического, социологического подходов к исследованию СМК
1.2. Теории эффектов массовой коммуникации
1.2.1. Радикальные теории эффектов массовой коммуникации и этапы их развития
1.2.2. Критика эмпирической базы теорий эффектов массовой коммуникации
1.2.3. Двухступенчатая модель восприятия информации, теории «спирали умолчания» и формирования повестки дня
1.3 Понятия массовой коммуникации и политической коммуникации
1.3.1. Специфические особенности массовой коммуникации, ее отличие от других видов коммуникации
1.3.2. Определение политической коммуникации и ее характеристик