Измерение сопротивления воздухоносных путей

Измерение сопротивления воздухоносных путей является диагностически важным па­раметром легочной вентиляции. Придыхании воздух движется по воздухоносным путям под действием фадиеита давления между полостью рта и альвеолами. Во время вдоха расширение грудной клетки приводит к снижению внутриплевральпого и, соответствен* но, внутриальвеолярного давления, которое становится ниже давления в ротовой ПОЛОСТИ (атмосферного). В результате поток воздуха направляется внутрь легких. Во время выдо-ха действие эластической тяги легких и грудной клетки направлено па увеличение ипут-риальвеолярпого давления, которое становится выше давления в ротовой полости, в ре зультате чего возникает обратный поток воздуха. Таким образом, градиент давления (ЛР) является основной силой, обеспечивающей перенос воздуха по воздухоносным путям

Вторым фактором, определяющим величину потока газа по воздухоносным путям, является аэродинамическое сопротивление (Raw). которое, в свою очередь, зависит от просвета и длины воздухоносных путей, а также от вязкости газа.

Величина объемной скорости потока воздуха подчиняется закону Пуазейля:

ic V — объемная скорость ламинарного потока воздуха; Р — градиент давления в ротовой полости и альвеолах; aw — аэродинамическое сопротивление воздухоносных путей.

Отсюда следует, что для вычисления аэродинамического сопротивления воздухонос-ых путей необходимо одновременно измерить разность между давлением в полости рта в альвеолах (ДР), а также объемную скорость потока воздуха:

_ ДР _ ДР

Существует несколько методов определения Raw, основанных иа этом принципе:. метод плетизмографии всего тела; • метод перекрытия воздушного потока.

Метод плетизмографии всего тела. Устройство и принцип действия интегрального гнтпзмографа описаны выше. Для определения сопротивления воздухоносных путей R,m.) выполняют два маневра. Вначале обследуемый дышит через открытый шланг, со-'дипениый с пневмотахографом, что дает возможность определить индивидуальную за­ик пмость между объемной скоростью потока воздуха (V) и изменяющимся давлением i камере плетизмографа (РКам)- Эта зависимость регистрируется в виде так называемой четли бронхиального сопротивления (рис. 2.45). При этом:

V * Ркам х tga.

Наклон петли бронхиального сопротивления к оси Ркам (tga) обратно пропорциона­лен величине Raw. Иными словами, чем меньше угол а, тем меньше поток воздуха и тем больше сопротивление воздухоносных путей.

Теперь для расчета конкретных значений Raw необходимо осуществить описанный ввпве маневр «дыхания» (маневр Пфлюгера), который устанавливает зависимость меж­ду Раль» и Ркам- При закрытой заслонке шланга пациент делает короткие попытки «вдо­ха» и «выдоха». В этих условиях, как указано выше, альвеолярное давление равно давле­нию в ротовой полости (Ральв = Ррот)- Такой маневр позволяет зарегистрировать вто­рую зависимость — между Ральв (или Ррот) и Ркам (рис. 2.46):

Ралм, = Ркам X tgB.

Таким образом, в результате выполнения двух маневров дыхания значение скорости потока воздуха V и альвеолярного давления Ральв. необходимые для расчета Raw, могут быть выражены через давление в камере плетизмографа Рка.м- Подставляя эти значения в формулу определения Raw, получим:

Ркам * tgP tgB

%т =

Р^, * tga tga


Рис. 2.45. Петля бронхиального сопротивления (зависимость между потоком воздуха и давлением в камере), зарегистрированная при открытой заслонке интегрального плетизмографа. Комментарии в тексте



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: