КЫРГЫЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ОСТРЫЕ БАКТЕРИАЛЬНЫЕ МЕНИНГИТЫ У ДЕТЕЙ
(КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И ВРАЧЕЙ
БИШКЕК 2007 г.
Печатается по решению ЦМК от 10 сентября 2007 года редакционно-издательского совета Кыргызской государственной медицинской академии следующего состава:
Проф. Д.А. Адамбеков (гл. редактор)
Проф. Р.Р. Калиев (зам. гл. редактора)
Проф. Р.Р. Тухватшин (ответственный секретарь)
Проф. В.А. Насыров (проректор по научной и лечебной работе)
Проф. М.С. Мусуралиев (декан факультета постдипломного
Образования)
Проф. Д.Дж. Рисалиев
Проф. Э.М. Миррахимов
Методические рекомендации подготовлены сотрудниками кафедры детских инфекционных болезней КГМА: д.м.н., проф. Кадыровой P.M.; асс. Мамбетовой М.К.., доц. Джолбуновой З.К.; к.м.н., асс. Чечетовой С.В.; к.м.н., асс. Тереховой Е.Ю.; доц. Осмоналиевой Г.Т.; доц. Туратбековой А.А.; доц. Чыныевой Д.К.
|
|
Заведующими отделениями РКИБ: Вотяковским М.Б.,
Искаковым К.М.
Рецензенты:
Зав.каф. инфекционных болезней КРСУ,
Д.м.н.,проф. Романенко А.И.
Доц. каф. инфекционных болезней КГМА, Джумагулова А.Ш.
Введение.
Острые бактериальные менингиты (ОБМ) относятся к числу детских инфекционных заболеваний, характеризующихся высокой заболеваемостью, тяжестью клинического проявления болезни, летальности, частотой осложнений и резидуальных последствий.
Анализ заболеваемости детей ОБМ в различных регионах мира свидетельствует о наибольшей распространенности среди детей первых пяти лет жизни, многообразие возбудителей, составляющих этиологическую структуру болезни, которая зависит от многих факторов: эпидемической обстановки, региона, возрастной группы больных, преморбидного фона, специфического предшествующего иммунитета, генетических факторов, длительности контакта с источником инфекции.
Развитию гнойного менингита в раннем возрасте способствуют недоношенность, искусственное вскармливание, перинатальная патология ЦНС и другие заболевания, повышающие проницаемость гематоэнцефалического барьера. ОБМ у новорожденных протекают наиболее тяжело по сравнению с остальными возрастными группами детей: летальность у них может достигать 60-70% (особенно, при грамотрицательных возбудителях ОБМ), а неврологические последствия у выживших определяются в 62-65% случаев.
Повторные заболевания свидетельствуют о генетическом дефекте иммунитета (при менингококковом менингите это врожденный дефицит компонентов системы комплемента), либо о наличии эндогенных очагов инфекции (отит, эндокардит, остеомиелит и др.), или дефектов костей основания черепа (трещины после травмы, операций по поводу опухоли гипофиза и т.д.). Так удельный вес детей в возрасте до 5 лет составлял в отдельные годы до 70% всех зарегистрированных случаев ОБМ.
|
|
В настоящее время, по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), менингококковая инфекция (МИ) регистрируется более чем в 155 странах мира, при этом уровень заболеваемости в отдельных регионах мира различен.
В США важнейшей этиологической причиной ОБМ является Streptococcus pneumoniae, чаще встречается у детей до 6 мес. Вторым по значимости возбудителем ОБМ является Neisseria meningitidis серотипы «А», «С», регистрируется в основном у детей раннего возраста и подростков. На третьем месте Hib-менингиты, встречаются преимущественно у детей до 12 мес., однако с 1997г. в связи с активной вакцинацией отмечено снижение заболеваемости у детей раннего возраста
ОБМ в странах Центральной Азии и Кыргызстане занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости и летальности детей. Несмотря на серьезность патологии, официального учета ОБМ не менингококковой этиологии не было как в России, так и в Центральной Азии. В Кыргызстане рост заболеваемости МИ начал регистрироваться с конца 60-х годов.
Научные исследования, проведенные в последние годы, позволили внести значительный вклад в понимание клинико-эпидемиологических особенностей ОБМ у детей.Однако, несмотря на применение антибактериальных препаратов нового поколения в лечении ОБМ, за последние 20 лет не наблюдается уменьшение частоты неврологических осложнений и летальности у детей.
Летальность при ОБМ колеблется от 5 до 30%. По данным М.Н. Сорокиной, наибольшая летальность наблюдается при пневмококковом менингите (27%), Hib-менингите (11%); наименьшая - при менингококковом менингите (2,7%). Наиболее часто отмечаются осложнения (40%) после перенесенного пневмококкового менингита.
Необходимость познания проблемы диагностики, лечения ОБМ определяется высокой заболеваемостью, низкой этиологической расшифровкой, тяжестью патологии, частым развитием осложнений, сложностью терапии в связи с распространением полирезистентных штаммов возбудителей ОБМ во всем мире.
Настоящие методические рекомендации необходимы студентам медицинских ВУЗов для того, чтобы научить ранней диагностике менингитов различной бактериальной этиологии, наиболее часто встречающихся у детей.
В каждой теме представлены: обоснование изучения темы, цели занятий, вопросы самоподготовки, схема обследования больного, информационный материал.
Изучение темы ОБМ запланировано на 2 практических занятия, каждое занятие строится по следующему плану:
1. Мотивация изучения темы, определение цели 5 мин.
2. Проверка готовности студентов к занятию
(программированный контроль) 15 мин.
3. Инструкция преподавателя по работе у постели
больного 5 мин.
4. Курация и разбор больных по теме 35 мин.
5. Демонстрация наглядных пособий 5 мин.
6. Заключительная проверка знаний студентов по теме
(решение ситуационных задач) 15 мин.
7. Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов 7 мин.
8. Задание на дом 3 мин.
Цель занятия:
· усвоить основные понятия по теме, овладеть методикой сбора анамнеза жизни, болезни, эпид. анамнеза;
· овладеть методикой сбора объективной информации;
· научиться выявлять симптомы менингита, освоить рабочую классификацию менингитов;
· научиться уточнять диагноз больного по типу, тяжести, а также распознавать неотложные синдромы и осложнения менингитов;
· правильно использовать и интерпретировать результаты лабораторных методов диагностики менингитов;
|
|
· научиться назначать лечение больным менингитом и организовать профилактические мероприятия.
Вопросы для самоподготовки:
1. Возбудители менингитов, их свойства.
2. Источники инфекции, пути передачи.
3. Лабораторные методы диагностики менингитов.
4. Патоморфология менингитов
Перечень основных понятий, которые обучающиеся должны освоить по теме занятия и уровень усвоения:
1. Определение понятия менингит
2. Возбудители и их свойства
3. Источники инфекции
4. Пути передачи
5. Возрастная структура заболеваемости
6. Сезонность
7. Иммунитет
8. Эпидемиологические особенности менингитов у детей
9. Патогенез менингитов
10.Патоморфология менингитов
11.Принципы классификации бактериальных менингитов
12.Синдром интоксикации
13.Менингеальный синдром
14.Инфекционно-токсический шок
15.Отек мозга
16.Очаговая симптоматика
17.Типичные и атипичные формы менингитов
18.Тяжесть болезни, течение менингитов: гладкое, осложненное
19.Дифференциальная диагностика бактериальных менингитов
20.Принципы лечения острых бактериальных менингитов (ОБМ)
21.Организация профилактических мероприятий
22.Реабилитация детей, перенесших ОБМ
Перечень умений, которые должны приобрести студенты:
1. Соблюдать меры профилактики у постели больного менингитом.
2. Выявить ведущие признаки болезни при объективном осмотре.
3. Назначить обследование (бактериологическое, серологическое, биохимическое и т.д.).
4. Назначить лечение в зависимости от этиологии, сроков болезни, неотложного синдрома, преморбидного фона, провести профилактические мероприятия.
Схема обследования больного менингитом
1. При сборе анамнеза необходимо выяснить предшествующие менингиту болезни, длительность контакта с больными, остроту и сроки начала болезни.
2. При осмотре больного обратить внимание на тяжесть состояния, выраженность симптомов интоксикации, нарушение сознания, гиперестезию, судороги, менингеальные знаки, поражение черепно-мозговых нервов. Выявить неотложные синдромы, осложнения.
3. При обосновании диагноза следует учитывать сроки болезни, остроту начала, ведущий синдром (наличие инфекционно-токсического шока, отека мозга), а также результаты лабораторных исследований.
|
|
4. В динамике следует дать оценку течению болезни (гладкое, осложненное).
5. При назначении лечения следует учитывать возраст, этиологию менингитов, неотложные синдромы, сопутствующие заболевания.
Тесты для определения уровня знаний студентов:
1. Наиболее частым возбудителем менингита у детей является:
1) менингококк
2) пневмококк
3) стафилококк
4) синегнойная палочка
5) палочка Афанасьева-Пфейффера
2. К типичной форме менингококковой инфекции относится:
1) менингококкцемия
2) молниеносный сепсис
3) гипертоксический
4) эндокардит
5) артрит
3. Для менингококкового менингита характерно:
1) острое начало болезни
2) отсутствие гиперестезии
3) цитоз 200, представлен лимфоцитами
4) сахар снижен в первые дни болезни
5) белково-клеточная диссоциация
4. При менингококкцемии сыпь:
1) геморрагическая правильной формы
2) располагается больше на лице и туловище
3) сыпь появляется одномоментно
4) геморрагическая сыпь неправильной формы на ягодицах и на ногах
5) сопровождается зудом
5. Инкубационный период при менингококковой инфекции равен:
1) 5 дней
2) 7-10 дней
3) 15 дней
4) 12 дней
5) 14 дней
6. При тяжелой форме менингококковой инфекции не бывает:
1) инфекционно-токсического шока
2) токсикоза с эксикозом
3) отека мозга
4) судорожного синдрома
5) бледной гипертермии
7. Картина периферичексой крови при менингококковом менингите:
1) лейкоцитоз, нейтрофилез, нормальная СОЭ
2) лейкоцитоз, нейтрофилез, ускоренная СОЭ
3) лейкопения
4) лейкоцитоз, с лимфоцитозом
5) лейкоцитоз, эозинофилия
8. Поздними сроками болезни при поступлении считается:
1) 2-ой день болезни
2) 3-ий день
3) 4-ый день
4) 5-ый день
5) 7-8-ой день
9. Для проявлений менингита не характерна:
1) гипертермия
2) головная боль
3) рвота
4) ассиметрия лица, птоз
5) гиперестезия
10. Эндокардит при менингококковой инфекции может
быть у больных с:
1) назофарингитом
2) менингококкцемией
3) менингитом
4) молниеносным сепсисом
5) гипертоксическом менингите
11. Низкое содержание сахара в ликворе характерно для менингита следующей этиологии:
1) менингококковой
2) пневмококковой
3) туберкулезной
4) синегнойной
5) паротитной
12. Белково-клеточная диссоциация в ликворе характерна для менингита следующей этиологии:
1) менингококкового
2) паротитного
3) энтеровирусного
4) туберкулезного
5) стафилококкового
13. Остаточные явления, инвалидизация возможны при:
1) среднетяжелой форме менингококкцемии
2) менингите
3) менингоэнцефалите
4) носительстве
5) назофарингите
14. Продолжительность антибактериальной терапии при носительстве менингококка:
1) 3 дня
2) 4-5 дней
3) 7 дней
4) 10 дней
5) 12 дней
15. Назвать наиболее эффективный антибактериальный препарат для лечения вторичных гнойных менингитов:
1) пенициллин
2) гентамицин
3) цефтриаксон
4) левомицетина-сукцинат
5) котримоксазол
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
По характеру изменений ликвора, генеза развития воспалительного процесса, а также этиологического фактора различают:
I. Гнойный и серозный менингиты
II. 1. Первичные, где возбудитель принимает непосредственное участие в воспалительном процессе. Они могут быть гнойными (менингококковые, пневмококковые и др.) и серозными (энтеровирусный и др.).
2. Вторичные менингиты возникают как осложнения при наличии эндогенного гнойного очага инфекции в организме: гнойном отите, абсцессе легкого, фурункулезе, при открытой черепно-мозговой травме, а также при общих инфекциях (туберкулез, сальмонеллез, сепсис и др.).
III. По этиологии:
1. Бактериальные
2. Вирусные
3. Грибковые (микотические)
4. Протозойные
В этиологической структуре менингитов у детей большой удельный вес составляет острые бактериальные менингиты различной этиологии: менингококковый, пневмококковый, Hib – менингиты, стафилококковый и др.