Метод коэффициентов

Норматив определяется по предприятию в целом исходя из соотношения темпов роста объемов производства и размеров нормируемых оборотных средств в базисном периоде.


Вопрос № 21. Показатели эффективности использования оборотных средств.

Эффективность использования оборотных средств ха­рактеризуется скоростью их оборачиваемости. Оборачиваемость – время, в течение которого оборотные средства совершают один кругооборот, начиная от приобретения производственных запасов и заканчивая поступлением на счета в банке выручки от реализации продукции (работ, услуг). Чем быстрее оборачиваются оборотные средства, тем лучший достигается результат.

Оборачиваемость средств различная и зависит от специ­фики производства, условий сбыта продукции, особеннос­тей структуры оборотных средств, платежеспособности и других факторов.

Скорость оборачиваемости исчисляется с помощью трех взаимоувязанных показателей: количества оборотов, совер­шаемых оборотными средствами за определенный период (коэффициент оборачиваемости), длительности одного оборота в днях и величины оборотных средств, приходя­щихся на единицу реализованной продукции.

Коэффициент оборачиваемости (К об.) рассчитывается по формуле:

К об. = Р / Со,

где Р — объем товарной (реализованной) продукции по се­бестоимости;

Со — средний остаток оборотных средств.

Оборачиваемость оборотных средств может быть пред­ставлена также в днях, т. е. отражать длительность одного оборота (П дл.):

П дл. = Д / К об.,

где Д — число дней в анализируемом периоде.

Коэффициент загрузки оборотных средств определяется показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости, и характеризует величину оборотных средств, приходя­щихся на единицу реализованной продукции.

Экономический эффект от ускорения оборачиваемос­ти оборотных средств заключается в высвобождении средств из оборота и использовании их на дальнейшее расширение производства, освоение новых видов изде­лий, улучшение системы снабжения и сбыта и в конеч­ном счете получении дополнительной прибыли. При этом различают абсолютное и относительное высвобож­дение средств.

Абсолютное высвобождение имеет место тогда, когда сумма оборотных средств в анализируемом периоде снижа­ется по сравнению с предшествующим при сохранении или росте объема реализации. При относительном высвобожде­нии оборотных средств ускорение оборачиваемости проис­ходит одновременно с ростом объема производства и реа­лизации продукции, в результате темпы роста, реализации опережают прирост оборотных средств.

Абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств имеет единую экономическую сущность, означает экономию средств и позволяет обеспечить увеличение мас­штабов предпринимательской деятельности без привлече­ния дополнительных финансовых ресурсов.

При ускорении оборачиваемости ОбС уменьшается потребность в них, т.е. происходит их относительное высвобождение. На высвобожденные средства предприятие может дополнительно увеличить объем РП:

В современных условиях вопросы обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами и ускорения их оборачиваемости занимают одно из главных мест в деятельности предприятия. Экономическое значение ускорения оборачиваемости ОбС заключается в том, что предприятие может производить продукцию с меньшим размером закрепленных за ним средств и это позволяет высвободить из оборота предприятия большие суммы ОбС, и использовать их в качестве ресурса для расширенного воспроизводства. Чем лучше используются ОбС, тем большую часть прибыли можно использовать для капитального строительства, социально-культурных мероприятий и прочих нужд.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств создает возможности для дополнительного роста выпуска продукции за счет высвобождения определенного количества материала и в связи с относительным уменьшением величины их производственных запасов.

Пути повышения оборачиваемости оборотных средств:

1) совершенствование организации материально-технического снабжения:

- приближение к поставщикам сырья;

- доведение запасов до минимально необходимых размеров;

- сокращение норм расхода материальных ресурсов;

2) сокращение длительности производственного цикла;

3) совершенствование технологии и внедрение НОТ;

4) сокращение времени пребывания продукции на складах предприятия, в пути и ускорение расчетов за них;

5) ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов;

6) сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности путем активизации претензионной работы и использования факторинга, учета векселей и т. п.

Проблемы обеспеченности предприятий оборотными средствами.

1. планирование по нормативам исходя из полной загрузки мощностей и по этому же критерию оценка запасов;

2. невозможность выбора метода оптимального списания сырья и материалов на производство из-за отсутствия т. н. «запаса рентабельности», нерегулярной закупки сырья и материалов и уровня инфляции выше уровня рентабельности;

3. отсутствие у организаций-покупателей денежных средств для осуществления текущих расчетов, и, как следствие, огромные дебиторские задолженности, что особенно опасно в условиях инфляции;

4. «вымывание» оборотных средств.


Вопрос № 22. Показатели рентабельности активов и капитала.

Рентабельность — показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.

Традиционно рентабельность измеряется следующими основными показателями:

- рентабельность продукции;

- рентабельность продаж;

- рентабельность производства.

Приведенные показатели рентабельности являются базовыми. В зависимости от целей, стоящих перед анализом финансовых результатов, они могут модифицироваться в различные варианты:

Рентабельность активов определяется как отношение прибыли отчетного периода (ПОП) к стоимости основных фондов (ОФ), оборотных средств (ОС) и расходов на оплату труда (ФЗП):

Р =ПОП: (ОФ+ОС+ФЗП)*100

Рентабельность совокупного капитала определяется как отношение прибыли отчетного периода (ПОП) к среднегодовой стоимости имущества (ССИ):

Р = ПОП: ССИ*100

Рентабельность акционерного капитала определяется как отношение прибыли отчетного периода (ПОП) к акционерному капиталу (АК):

Р = ПОП: АК*100


Вопрос № 23. Финансовая политика корпорации и её значение.

Корпоративная финансовая политика представляет собой политику в области денежно-финансовых отношений, направленную на сбалансирование финансово-экономических интересов сторон или участников ведения бизнеса.

Корпоративная финансовая политика шире финансовой политики корпораций, поскольку корпоративность в финансовой политике находит свои проявления в практике не только в организационно сложных интегрированных структурах.

Финансовая политика корпорации входит в корпоративную финансовую политику и опирается на корпоративные экономические и финансовые отношения. Основывается же она на финансах организаций (предприятий) и государственных финансах. Обе финансовые политики сохраняют на корпоративном уровне все основные черты характерные для финансовой политики в целом.

Природа финансовой политики - экономическая и политическая. Финансовая политика - наука об использовании финансов для реализации финансово-политических целей и задач.

Финансовая политика всегда связана с распределением и перераспределением финансовых, бюджетных, кредитных ресурсов. В этом смысле, финансовая политика - есть искусство распределять и перераспределять денежную форму стоимости. Это предполагает ее направленность на создание условий для увеличения базы распределения.

Финансовая политика - есть материализованная в финансовые решения и реализованная в практике, осознанная государством и обществом, предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями необходимость роста благосостояния общественного и частного капитала.

Финансовая политика представляет собой политическую форму практического проявления объективного содержания экономической категории финансы, выступающую на поверхности повседневной экономической жизни в превращенном субъективно-объективном виде и выражающуюся в верховенстве и императивности принятия решений по всему без исключения спектру вопросов связанных с управлением финансами.

Финансовая политика корпорации не тождественна его политике по управлению финансами. Управленческий аспект текущей и перспективной организации, функционирования и контроля за финансовыми отношениями составляет основу такой финансовой политики, но не исчерпывает ее содержания. Финансовая политика предстает как денежная, что шире собственно финансов. Через денежную форму выражения финансовая политика модифицируется в финансовую политику в области денежного оборота, производства, инвестиций, техники и технологии, снабжения и сбыта.

Финансовая политика корпорации выступает как превращенная стратегией и тактикой денежная форма объективного существования таких экономических категорий как деньги, финансы, кредит, налоги, бюджет, цена, заработная плата. Практически реализуется через процесс управления денежным оборотом и финансами.

Финансовая политика корпорации может быть представлена как политика управления ее финансовой деятельностью. Политика управления финансовой деятельностью корпорации представляет собой не просто проводимую финансовую политику, а систему принятых политических и финансовых решений по трансформации существующего состояния бизнеса, которые могут быть очевидны, а нередко скрыты от поверхностного понимания.

Общие и глубинные основы проведения финансовой политики фиксируются и всецело предопределяются выдвигаемыми стратегическими целями и задачами для достижения этих целей. Под них неизбежно подстраивается практика управления денежно-финансовыми процессами, которая учитывает требуемые для реализации стратегии существенные по объему затраты денежных и финансовых ресурсов. Это позволяет определить финансовую политику как процесс реализации стратегических установок в области денежного оборота и финансов, осуществляемый в ходе управления денежно-финансовыми процессами. В этой связи финансовая политика может быть представлена как охватывающая стадии формирования и практической реализации система управленческих принципов и методов достижения стратегических и тактических финансовых целей и задач.

Финансовая политика, будь она долгосрочная, или краткосрочная всегда проистекает из своей экономической и политической природы. Соотношение первого и второго постоянно меняется, но непременно учитывается и сохраняется в ходе выработки и проведения финансовой политики.

По своему содержанию финансовая политика корпорации и других организаций проводится в рамках следующих основных направлений, отражающих ее сущность: реформирования финансовых отношений; стабилизации финансовых отношений; финансового оздоровления.

По своему элементному составу финансовая политика корпорации и других организаций может быть подразделена на:

 бюджетную, включая налоговую, таможенную, политику получения гарантий и бюджетных ассигнований от различных звеньев бюджетной системы;

 политику в области контрактных расчетов и других платежей, предоставления коммерческих займов, получения банковских кредитов и других заемных средств;

 политику финансирования текущих расходов для обеспечения непрерывности финансово-хозяйственной деятельности, а также единовременных расходов, включая инвестиционные и инновационные;

 учетно-финансовую политику отражения финансовой деятельности по учету и в отчетности.

По периоду охвата в планировании и сроку проведения политика управления финансовой деятельностью корпорации подразделяется на: оперативную, текущую и долгосрочную.

Оперативное управление финансовой деятельностью охватывает такие периоды как дни, недели, месяц.

Текущая финансовая политика корпорации выступает как краткосрочная финансовая политика, проводимая поквартально в пределах года. Она предполагает практическую реализацию финансовой тактики.

Долгосрочная финансовая политика находит прямое воплощение не только в текущей, но даже в оперативной финансовой деятельности.

По стадиям процесса воспроизводства политика управления финансовой деятельностью делится на политику в области: производства, распределения, обмена и потребления.

По отраслевому признаку и видам деятельности политика управления финансовой деятельностью выступает как: промышленная, строительная, торговая, сельскохозяйственная, инвестиционная, транспортная, в области потребительского рынка, включая бытовое обслуживание, предоставление населению жилищных, коммунальных услуг и т.п.

Принято выделять три типа финансовой политики: консервативную, умеренную и агрессивную. Каждая из этих политик призвана обеспечить свой темп финансово-экономического роста и основывается на определении рационального для корпорации сочетания уровня доходности (рентабельности) с уровнем риска. Типы политик даны в порядке обеспечивающим нарастание темпов роста финансовых показателей, уровней доходностей, которым соответствуют нарастающие риски.

В основе выбора способа финансирования корпорации лежит решение вопросов о том, как именно, в каком порядке, каким методом мобилизовать и потратить имеющийся источник финансовых ресурсов и денежных средств.


Вопрос № 24. Задачи финансовой политики корпорации.

В ходе разработки и проведения финансовой политики корпорация неизбежно решает следующие крупные и принципиально важные задачи:

- достоверное определение финансового состояния корпорации и систематический контроль за его изменением;

- выбор типа финансовой политики и соответствующей ему финансовой стратегии и финансовой тактики;

- выбор способа финансирования корпорации.

Достоверное определение финансового состояния корпорации и контроль за его изменением достигается на основе систематического проведения анализа финансово-экономической компоненты деятельности корпорации. В ходе такого анализа определяются параметры состояния финансов, их изменения и отклонения от запланированных. Финансовое состояние корпорации выступает базовой основой для избираемой, или применяемой модели эффективного управления финансами корпорации.

Процесс управления денежным оборотом и финансами подчинен и зависим от финансовой политики. Управление финансами как процесс, находящийся в компетенции финансовой политики, выступает важным инструментом для реализации цели и задач финансовой политики.

Планово-целевой характер формирования, распределения, использования денежных средств и финансовых ресурсов корпорации выступает основой движения денежных средств и финансовых ресурсов. Это движение подчиняется сформулированной и принятой цели проводимой финансовой политики.


Вопрос № 25. Финансовая стратегия и финансовая тактика корпорации.

Финансовую политику корпорации и других организаций принято подразделять в зависимости от периода разработки на долгосрочную и краткосрочную.

Цели и задачи таких политик, могут быть сформулированы как стратегические (долгосрочные) и тактические (краткосрочные).

Финансовая стратегия корпорации представляет собой совокупность стратегических финансовых целей и задач, которые достигаются и выполняются в ходе совершенствования процесса управления денежным оборотом и финансами. Финансовая стратегия определяет и формулирует, процесс управления изыскивает пути и способы качественного исполнения стратегических установок, инструменты и формы их достижения, которые могут быть не очевидны на момент разработки и принятия финансовой стратегии.

Финансовая тактика корпорации представляет собой совокупность годовых и оперативных целей и задач, взаимосвязанных и обусловленных стратегическими, которые достигаются и выполняются в ходе повседневной денежно-финансовой работы по полному финансово-кредитному обеспечению запланированных расходов, полноте и своевременности отпуска средств на их покрытие в порядке финансирования.

Важно иметь в виду, что соотношение целей и задач в рамках их стратегического и тактического разделения может быть разным. Например, стратегическая цель (миссия) может быть подкреплена стратегическими задачами.

В других случаях, стратегическая цель, как цель долгосрочной финансовой политики, может быть подкреплена тактической целью и краткосрочными задачами, которые могут корректироваться по ходу движения к поставленной стратегической цели.

Важно иметь в виду, что финансовая политика это наши волеизъявления в области специфики практической организации денежного оборота и финансов в интересах достижения поставленных целей и выполнения задач. Эти устремления формируются и реализуются на практике в виде двух составляющих финансовой политики: финансовой стратегии и тактики. При этом тактические цели и решаемые текущие задачи должны работать на достижение стратегических.

Многие организации не стремятся к максимизации прибыли, а скорее наоборот - стремятся к ее минимизации. На практике минимизация прибыли нередко проводится под определяющим влиянием налоговых соображений, как результат отсутствия налогового щита и осуществляется разными методами: завышение производственной себестоимости товарной продукции, коммерческих и управленческих расходов; занижение отпускных цен в отгрузочных документах; проведение не прозрачных сделок.

Принципиально другая ситуация во многих зарубежных странах. Достижение и отражение в отчетности устойчивой динамики роста прибыли в условиях жестко фиксированных законом, реальных и постоянных налоговых льгот оказывает благотворное влияние на рыночные котировки акций, укрепляет доверие акционеров и кредиторов, увеличивает доступ к заемным источникам, формирует высокую деловую репутацию фирмы, компании, корпорации.

В качестве цели финансовой деятельности корпорации и ее организаций может выступать удовлетворение потребностей рынка данного товара. Дело в том, что высокий объем продаж и финансовый результат деятельности предприятия не может быть достигнут без признания потребителем продукции ее общественной полезности. Эта полезность фиксируется путем акта купли-продажи товара на рынке.

Цель финансово-хозяйственной деятельности может зависеть от финансового состояния организации. Плохое финансовое состояние неизбежно ставит проблему его улучшения. Поэтому на первый план выходят вопросы достижения финансовой устойчивости на базе поддержания платежеспособности и достижения ликвидности баланса. Финансовую же устойчивость, как и более широкое комплексное понятие финансового состояния организации, нельзя связывать только с наличием прибыли или убытка. Финансовое состояние и финансовая устойчивость как форма его проявления относятся к комплексным понятиям.

Цель финансово-хозяйственной деятельности корпорации и других акционерных организаций может быть представлена как увеличение их стоимости, определяемой массой собственного капитала, а значит размера богатства акционеров, приходящихся на их доли в уставном капитале.

Стоимостно ориентированная концепция, направленная на обеспечения роста стоимости корпорации, не снимает трактовку прибыли как цели финансово-хозяйственной деятельности в большинстве ведущих отечественных и зарубежных корпораций. Дело состоит в том, что ориентация на рост стоимости корпорации не исключает, а неизбежно предполагает обеспечение роста прибыли, эффективное в целом и инновационное в частности ее распределение и использование.

Основными стратегическими задачами корпоративной финансовой политики могут выступать:

- максимизация прибыли;

- обеспечение роста стоимости бизнеса;

- оптимизация структуры капитала корпорации;

- обеспечение ее инвестиционной привлекательности и рост выплат диви-

дендов;

- создание эффективного механизма управления денежным оборотом и

финансами;

- обеспечение финансовой устойчивости бизнеса и др.

Финансовая стратегия практически материализуется через финансовое прогнозирование и избранные формы долгосрочного денежно-финансового планирования.

Финансовая стратегия реализуется в полной мере через тактику обычными мерами лишь при условии относительной стабильности экономических отношений. При потере стабильности объективно возникает потребность в ужесточении финансовой политики. Объективный характер возникновения потребности в проведении жесткой финансовой политики есть объективность по отношению к фактическому наличию и углублению стоимостных и натурально-вещественных диспропорций в хозяйстве, которые объективно отражаются на состоянии финансов.

В числе тактических целей финансовой политики корпораций могут быть определены следующие цели краткосрочной финансовой политики:

- финансовое оздоровление корпорации;

- нормализация текущей финансовой ситуации месяца, квартала, года;

- стабилизация финансового состояния корпорации;

- улучшение ее финансового состояния и др.

Задачи формирования краткосрочной финансовой политики определены поставленной целью такой политики. В качестве основных тактических задач корпоративной финансовой политики могут, например, выступать:

- активное участие финансовых служб в формировании и проведении учетной политики, проведении инвентаризаций, общее руководство бухгалтерским учетом;

- изыскание путей снижения денежных расходов и авансируемых затрат, уплачиваемых налогов, увеличения прибыли, рентабельности и доходности операций по вложению денежных средств;

- обеспечение финансовыми и кредитными ресурсами бизнеса в размерах необходимых для полного покрытия запланированных текущих денежных расходов;

- оптимизация внутренних и внешнеторговых расчетов, выполнение всех текущих к платежу финансовых обязательств;

- организация и оптимизация внутрикорпоративных денежно-финансовых расчетов, денежных потоков и зачетов, а также их проведение между филиалами (дочерними) структурами;

- обеспечение внутреннего аудита и текущего контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов, обеспечением сохранности собственных оборотных средств;

- поиск новых инструментов и механизмов зарабатывания денежных средств для увеличения объема финансовых ресурсов, выраженных в рублях и иностранной валюте и др.

Финансовая тактика формализуется в практике через годовое и оперативное денежно-финансовое планирование, контрольно-аналитическую работу финансовых служб, проведение мероприятий по улучшению базовых условий оперативного управления денежным оборотом и финансами.

Особенность достижения стратегических и тактических финансовых целей и выполнения соответствующих задач состоит в том, что эти цели и задачи реализуются в ходе практической повседневной финансовой работы.

Поэтому, подавляющее большинство задач долгосрочной и краткосрочной финансовой политики, так или иначе, формируются и вытекают из основных направлений, по которым осуществляется текущая и оперативная финансовая деятельность.

Следует иметь в виду, что каждая корпорация, фирма, компания самостоятельно определяет свои стратегические, а также тактические цели и задачи.


Вопрос № 26. Рациональное сочетание доходности и риска как основа эффективного бизнеса.

Каждый руководитель знает, что инвестиции являются двигателем процесса успешного функционирования бизнеса. В бизнесе без инвестиций наступит крах, так как не одна форма бизнеса не может обойтись без вливания инвестиций. В инвестициях присутствуют понятия риск инвестиций и доходность инвестиций. Каждое из этих понятий должно учитываться, поскольку от этого зависит успешность бизнеса. Определяющую роль инвестиций в бизнесе можно увидеть из параметров, которые показывают риск инвестиций или доходность инвестиций. Риск инвестиций это субъективный параметр, поскольку риск можно оценить через допустимые значения потерь от вложенных инвестиций в определенную область бизнеса, а эти параметры будут неточными, нельзя с полной уверенностью сказать, как будет вести себя бизнес, относительно вложенных в него инвестиций. Экономисты и финансисты определяют риск инвестиций, которые имеют большой профессиональный опыт, поскольку данная процедура включает в себя многие значения и параметры, а определить их комплексное влияние может только специалист высокого класса. Противоположное понятие риску инвестиций – доходность инвестиций, что дает объективный взгляд на функционирование инвестиций в бизнесе. Эти понятие неразрывны между собой. Доходность определяется до вложения инвестиций в бизнес, а риски после. Доходность инвестиций, конечно же, рассчитывается перед выбором вложения в бизнес, но расчеты могут подтвердиться только после получения реальной прибыли. Еще доходность инвестиций, имеет различные степени проявления, как и риск инвестиций. Такие степени могут оказывать существенное влияние на структуру всего бизнеса, поэтому многие финансисты и экономисты уделяют этому огромное внимание. Понять суть риска и доходности инвестиций можно после подробного ознакомления с этими понятиями. Основная часть экономистов и финансистов разрабатывает крупные системы оценки показателей, но это лишь временный характер, поскольку бизнес изменяется и развивается, а вместе с ним изменяются риск инвестиций и доходность инвестиций.

Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное. Безусловно, в финансовом менеджменте могут ставиться и решаться различные задачи, в том числе и предельного характера, например максимизация доходности или минимизация риска, однако чаще всего речь идет о достижении разумного соотношения между риском и доходностью.

Категория риска в финансовом менеджменте принимается во внимание в различных аспектах: в приложении к оценке инвестиционных проектов, формированию инвестиционного портфеля, выбору тех или иных финансовых инструментов, принятию решений по структуре капитала, обоснованию дивидендной политики, оценке структуры затрат и др.

При умеренной форме эффективности рынков, когда в ценах отражена вся имеющаяся информация, альтернативы заключаются в том, что более высокие доходы сопряжены с более высоким риском. Цены на финансовые активы формируются таким образом, что различия в ожидаемых значениях доходности определяются исключительно различиями в степени риска. Риск и доход на финансовых рынках рассматриваются как две взаимосвязанные категории: требуемая доходность и риск изменяются в одном направлении.


Вопрос № 27. Сущность учетной политики корпорации.

Учетная политика корпорации - выбранные корпорацией способы ведения бухгалтерского учета его хозяйственной (уставной и иной) деятельности.

Основные требования к учетной политике:

* полнота - отражение в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;

* осмотрительность - обеспечение большой готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов);

* приоритет содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не только из правовой формы, но и из экономического содержания и условий хозяйствования;

* непротиворечивость - тождество данных аналитического и синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателям бухгалтерской отчетности;

* рациональность - рациональное и экономическое ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.

Способы ведения бухгалтерского учета, отражаемой в учетной политике зависят от:

* выбора используемых учетных регистров, последовательности записей в них;

* отражения задолженности по полученным займам;

* формирования резервов;

* учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ и услуг);

* организации аналитического учета материалов;

* составления рабочего Плана счетов;

* оценки материальных ресурсов, товаров, готовой продукции, незавершенного производства;

* признания и использования прибыли от реализации продукции (работ и услуг);

* отражения курсовых разниц и других способов.

Выбранные компанией способы ведения бухгалтерского учета применяются всеми структурными подразделениями независимо от их места расположения (включая выделенные на отдельный баланс).


Вопрос № 28. Амортизационная политика корпорации.

Амортизационная политика компании – это совокупность и критерии выбора методов начисления амортизационной отчислений в соответствие с нормативно – правовыми документами и целями компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: