Корпоративные финансы

Вопрос № 1. Сущность корпоративных финансов, функции и принципы организации. 3

Вопрос № 2. Концепции и элементы корпоративного управления. 5

Вопрос № 3. Принципы корпоративного управления. 6

Вопрос № 4. Сущность процесса слияния и поглощения корпораций. 7

Вопрос № 5. Связь между понятиями «слияние», «поглощение», «приобретение» компаний. 9

Вопрос № 6. Разновидности конгломеративных слияний. 9

Вопрос № 7. Организация финансовой работы хозяйствующего субъекта. 10

Вопрос № 10. Коэффициентный анализ как инструмент принятия финансовых решений в корпорации. 15

Вопрос № 11. Коэффициенты финансовой устойчивости организации: их сущность и методика расчета. 17

Вопрос № 12. Коэффициенты ликвидности и платежеспособности: их сущность и методика расчета. 19

Вопрос № 13. Коэффициенты оборачиваемости активов и капитала: их сущность и методика расчета. 21

Вопрос № 14. Источники финансирования предпринимательской деятельности. 22

Вопрос № 15. Сущность, функции и значение капитала хозяйствующего субъекта. 23

Вопрос № 16. Структура капитала и его цена. 25

Вопрос № 17. Теории структуры капитала. 27

Вопрос № 18. Заемный капитал и финансовый леверидж. 28

Вопрос № 19. Основной капитал и основные фонды организации. 29

Вопрос № 20. Определение потребности в оборотных средствах корпорации. 30

Вопрос № 21. Показатели эффективности использования оборотных средств. 31

Вопрос № 22. Показатели рентабельности активов и капитала. 33

Вопрос № 23. Финансовая политика корпорации и её значение. 34

Вопрос № 24. Задачи финансовой политики корпорации. 36

Вопрос № 25. Финансовая стратегия и финансовая тактика корпорации. 37

Вопрос № 26. Рациональное сочетание доходности и риска как основа эффективного бизнеса. 40

Вопрос № 27. Сущность учетной политики корпорации. 41

Вопрос № 28. Амортизационная политика корпорации. 42

Вопрос № 29. Понятие финансовой среды предпринимательства. 43

Вопрос № 30. Классификация предпринимательских рисков. 45

Вопрос № 31. Методы управления предпринимательскими рисками. 46

Вопрос № 32. Финансовое состояние компании и риск банкротства. 47

Вопрос № 33. Признаки банкротства хозяйствующего субъекта. 50

Вопрос № 34. Количественные методы оценки вероятности банкротства. 51

Вопрос № 35. Модели Альтмана для оценки вероятности банкротства. 53

Вопрос № 36. Минимизация рисков с использованием различных финансовых инструментов. 54

Вопрос № 37. Потоки денежных средств как объект оценки инвестором. 55

Вопрос № 38. Классификация денежного потока. 56

Вопрос № 39. Методы расчета величины денежных потоков: прямой, косвенный и матричный. 57

Вопрос № 40. Классификация затрат хозяйствующего субъекта. 63

Вопрос № 41. Операционный анализ и управление затратами. 64

Вопрос № 42. Расчет и применение порога рентабельности. 65

Вопрос № 43. Операционный рычаг и определение силы его воздействия. 67

Вопрос № 44. Значение дивидендной политики и возможности ее выбора. 68

Вопрос № 45. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. 71

Вопрос № 46. Планирование и распределение прибыли корпорации. 74

Вопрос № 47. Методы планирования прибыли. 76

Вопрос № 48. Основные принципы формирования дивидендной политики корпорации. 78

Вопрос № 49. Финансовый план как важнейший элемент бизнес-плана. 79

Вопрос № 50. Бюджетирование как инструмент финансового планирования. 80

Вопрос № 51. Принципы построения системы бюджетирования. 81

Вопрос № 52. Оперативное финансовое планирование его цели и задачи. 82

Вопрос № 53. Сущность и значение инвестиций в деятельности корпораций. 84

Вопрос № 54. Инвестиционная политика корпораций. 85

Вопрос № 55. Принципы и критерии оценки эффективности инвестиционных решений. 86

Вопрос № 56. Оценка инвестиционной привлекательности компании. 87

Вопрос № 57. Порядок и методы финансирования капитальных вложений. 88

Вопрос № 58. Финансовые инвестиции и управление портфелем ценных бумаг. 91

 

Вопрос № 1. Сущность корпоративных финансов, функции и принципы организации.

Корпоративные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств образующихся в процессе производства и реализации продукции, работ и услуг. Значение корпоративных финансов заключается в том, что с одной стороны, именно в данном звене финансовой системы создается основная часть национального богатства общества и валовой национальный продукт; с другой стороны, именно в рамках корпоративных финансов образуется главный источник доходов государственного бюджета - налоговые платежи юридических лиц; в тоже время, именно здесь закладывается основа для развития технологий, научно-технического прогресса, поскольку именно здесь формируется основная масса производственных, хозяйственных и финансовых отношений общества.

Особенностью корпоративных финансов является наличие производственных фондов, функционирование которых и определяет особенности возникающих финансовых отношений.

Корпоративные финансы выполняют следующие функции:

распределительную - выражающуюся в распределении денежных фондов между различными стадиями производства и потребления (например, привлеченные средства в уставный фонд направляются на приобретение оборудования и закуп сырья, которые в свою очередь участвуют в производстве нового вида продукции, после реализации которого поступающие деньги направляются на дальнейшее производство и например выплату заработной платы);

контрольную - посредством корпоративных финансов осуществляется контроль не только за процессом формирования, распределения и использования денежных фондов, но и за процессом производства и реализации, соблюдением технологий производства, вопросами снабжения, соблюдения условий трудового законодательства и т.д.

В основе организации корпоративных финансов заложены следующие принципы:

• самостоятельность в сфере финансовой деятельности- самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами и т.д.;

• самофинансирование - полная окупаемость затрат не только по производству продукции, но и расширению производственно-технической базы. При этом привлечение банковских займов рассматривается, как способность компании вернуть не только полученный кредит, но и проценты за обслуживание;

• ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности реализуется в случае образования убытков, неспособности фирмы удовлетворять требования кредиторов и обеспечивать финансирование производственного процесса;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью компании вытекает из необходимости формирования и расходования средств при построении своих отношений с государством, работниками и контрагентами и осуществляется через анализ финансовых показателей, аудит и применение штрафных санкций.

Корпорация – это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) предусматривающая долевую собственность, осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность и характеризующаяся значительной концентрацией управленческих функций на верхнем уровне иерархической структуры.

Данная форма организации предпринимательской деятельности имеет широкое распространение в экономически развитых странах. Главной функцией корпоративного управления является организация деятельности корпорации в интересах акционеров, как источников финансовых ресурсов. Корпорация как организация представляет собой искусственно созданную социальную группу институционального характера, выполняющую определенную общественную функцию (производство, накопление, распределение и упорядоченное распределение денежных средств), ориентированную на достижение взаимосвязанных и специфических целей в определенной области человеческой деятельности.

Исходя из того, что корпорация представляет собой коллективное образование, организацию, имеющую статус юридического лица, образованную объединением капиталов (добровольных взносов) и осуществляющую какую-либо социально полезную деятельность, можно выделить определенные признаки, характеризующие такие корпоративные образования:

1. Ассоциация, союз лиц, организованный коллектив, подчиненный групповым интересам.

2. Объединение капиталов (взносов), размер которых может быть строго определен.

3. Различные сферы деятельности корпораций (производство, финансы, создание

материальных благ, торговля, сырьевые и перерабатывающие отрасли).

4. Статус юридического лица, подтвержденный фактом регистрации в государственном органе.

 

Вопрос № 2. Концепции и элементы корпоративного управления.

Пoд кopпopaтивным yпpaвлeниeм в aкциoнepныx oбщecтвax пoнимaeтcя cиcтeмa oтнoшeний мeждy opгaнaми yпpaвлeния и дoлжнocтными лицaми эмитeнтa, влaдeльцaми цeнныx бyмaг (aкциoнepaми, влaдeльцaми oблигaций и иныx цeнныx бyмaг), a тaкжe дpyгими зaинтepecoвaнными лицaми, тaк или инaчe вoвлeчeнными в yпpaвлeниe эмитeнтoм кaк юpидичecким лицoм.

К oблacти кopпopaтивнoгo yпpaвлeния oтнocятcя вce вoпpocы, cвязaнныe c oбecпeчeниeм эффeктивнocти дeятeльнocти кoмпaнии и c зaщитoй интepecoв ee влaдeльцeв, в тoм чиcлe peгyлиpoвaниe внyтpeнниx и внeшниx pиcкoв.

Кopпopaтивнoe yпpaвлeниe - этo кoмплeкc пpaвил, кyльтypa, oбecпeчивaющaя такое yпpaвлeниe кopпopaциeй и кoнтpoль нaд нeй, пpи кoтopыx oнa дeйcтвyeт cтpoгo в интepecax aкциoнepoв и дpyгиx зaинтepecoвaнныx cтopoн: coтpyдникoв, нaceлeния близлeжaщиx нaceлeнныx пyнктoв, клиeнтoв и пocтaвщикoв.

Оcнoвнoй экoнoмичecкoй пpичинoй вoзникнoвeния пpoблeмы кopпopaтивнoгo yпpaвлeния кaк тaкoвoй являeтcя oтдeлeниe влaдeния oт нeпocpeдcтвeннoгo yпpaвлeния coбcтвeннocтью. В peзyльтaтe тaкoгo oтдeлeния нeизбeжнo вoзpacтaeт poль нaeмныx мeнeджepoв, ocyщecтвляющиx нeпocpeдcтвeннoe yпpaвлeниe дeятeльнocтью эмитeнтa, вcлeдcтвиe чeгo вoзникaют paзличныe гpyппы yчacтникoв oтнoшeний, cклaдывaющиxcя в cвязи c тaким yпpaвлeниeм, кaждaя из кoтopыx пpecлeдyeт cвoи coбcтвeнныe интepecы.

В 90-e гoды пoявилиcь кoнцeпции кopпopaтивнoгo yпpaвлeния:

кoнцeпция "coyчacтникoв";

кoнцeпция cтoимocти кaпитaлa aкциoнepoв.

Кoнцeпция "coyчacтникoв" paccмaтpивaeтcя в нaибoлee шиpoкoй тpaктoвкe кopпopaтивнoгo yпpaвлeния - этo yчeт и зaщитa инвecтopoв, кaк финaнcoвыx, тaк и нeфинaнcoвыx, внocящиx cвoй вклaд в дeятeльнocть кopпopaции. Пpи этoм к нeфинaнcoвым инвecтopaм мoгyт oтнocитcя cлyжaщиe (cпeцифичecкиe нaвыки для кopпopaции), пocтaвщики (cпeцифичecкoe oбopyдoвaниe), мecтныe влacти (инфpacтpyктypa и нaлoги в интepecax кopпopaции).

Кopпopaции, yпpaвлeниe кoтopыми ocyщecтвляeтcя в cooтвeтcтвии c кoнцeпциeй cтoимocти кaпитaлa aкциoнepoв, кoнцeнтpиpyютcя нa дeятeльнocти, cпocoбнoй пoвыcить cтoимocть кopпopaции (тo ecть cтoимocть кaпитaлa aкциoнepoв), и coкpaщaют мacштaбы дeятeльнocти либo пpoдaют пoдpaздeлeния, кoтopыe нe мoгyт cпocoбcтвoвaть пoвышeнию cтoимocти кoмпaнии.

С тoчки зpeния пpeдпpиятия в цeлoм, дoбpocoвecтнoe кopпopaтивнoe yпpaвлeниe cocтoит из тpex элeмeнтoв:

- этичecкиx ocнoв дeятeльнocти кoмпaнии, зaключaющиxcя в coблюдeнии интepecoв aкциoнepoв;

- дocтижeния дoлгocpoчныx cтpaтeгичecкиx зaдaч eгo влaдeльцeв - нaпpимep, выcoкoй пpибыльнocти в дoлгocpoчнoй пepcпeктивe, бoлee выcoкиx пoкaзaтeлeй пpибыльнocти, чeм y лидepoв pынкa, или жe пpибыльнocти, пpeвышaющeй cpeдний пoкaзaтeль пo oтpacли;

- coблюдeния вcex юpидичecкиx и нopмaтивныx тpeбoвaний, пpeдъявляeмыx к кoмпaнии.

Еcли нe cчитaть coблюдeния кoмпaниeй юpидичecкиx и нopмaтивныx тpeбoвaний, в бoльшeй cтeпeни, нeжeли opгaны влacти, кoнтpoль зa кopпopaтивным yпpaвлeниeм ocyщecтвляeт pынoк. Пpи нeвыпoлнeнии пpaвил дoбpocoвecтнoгo кopпopaтивнoгo yпpaвлeния кoмпaнии гpoзят нe штpaфы, a yщepб peпyтaции нa pынкe кaпитaлoв. Этoт yщepб пpивeдeт к cнижeнию интepeca инвecтopoв и пaдeнию фoндoвыx кoтиpoвoк. Кpoмe тoгo, этo oгpaничит вoзмoжнocти для дaльнeйшиx oпepaций и кaпитaлoвлoжeний в кoмпaнию co cтopoны внeшниx инвecтopoв, a тaкжe нaнeceт yщepб пepcпeктивaм эмиccии кoмпaниeй нoвыx цeнныx бyмaг. Пoэтoмy в цeляx coxpaнeния инвecтициoннoй пpивлeкaтeльнocти зaпaдныe кoмпaнии пpидaют бoльшoe знaчeниe coблюдeнию нopм и пpaвил кopпopaтивнoгo yпpaвлeния.

 

Вопрос № 3. Принципы корпоративного управления.

Первый принцип: максимизация прибыли для акционеров. Компания работает для того, чтобы ее акционеры получили наибольшую прибыль. Причем она должна соблюдать интересы не каких-либо отдельных групп акционеров (собственников) или менеджмента, а всех акционеров в совокупности.

Второй принцип: открытость финансовой информации. Для акционеров, а также регулирующих органов нужно раскрывать информацию о финансах компании, подготовленную по международным стандартам бухгалтерского учета и аудированную независимым аудитором.

Третий принцип: прозрачная структура собственности компании,
особенно в части, касающейся менеджмента. Причем структуру собственности следует открывать до конечного собственника.

Четвертый принцип: обыкновенные акции голосуют по правилу «одна акция — один голос». Этот принцип в Беларуси соблюдается.

Пятый принцип: совет директоров выбирают акционеры компании; перед ними же совет несет отчетность, а также включает в себя независимых директоров, которые не являются менеджерами компании.

Шестой принцип: система поощрения внутри корпорации (заработная плата, премии и т.д.) должна соответствовать интересам акционеров. Это означает, что, либо сотрудники компании являются ее же акционерами, либо получают акции компании в качестве бонуса. Если менеджер принимает решения, от которых зависит положение компании, то его заработок должен быть напрямую привязан к капитализации предприятия.

Седьмой принцип: корпорации должны соблюдать законы тех стран, в которых они работают.

Восьмой принцип: правительства и корпорации поддерживают постоянный диалог.

Принципы корпоративного управления, с одной стороны, и законодательство, с другой, должны находиться в процессе постоянной взаимной корректировки.

 

Вопрос № 4. Сущность процесса слияния и поглощения корпораций.

Слияние – объединение, как правило, добровольное, имущества и деятельности двух или нескольких компаний с целью создания новой компании или поглощения этих компаний одной из них. В случае создания новой компании остальные прекращают существовать и распускаются. Акции новой компании распределяются пропорционально вкладам компаний и их собственников. Капитал новой компании равен сумме активов всех слившихся компаний.

Merger (слияние) – объединение одной или более организаций в их общих интересах. Целью этого является избежание конкуренции, однако в этом случае может потребоваться одобрение Комиссии по монополиям и слияниям (Monopolies and Mergers Commission), а само слияние должно проводиться в соответствии с положениями Кодекса Сити по поглощениям и слияниям (City Code on Takeovers and Mergers). Слияние, в отличие от некоторых поглощений, обычно осуществляется добровольно всеми заинтересованными сторонами.

Merger (слияние) (2) – объединение всего имущества или деятельности нескольких компаний с целью создания нового общества или поглощения всех этих компаний одной из них.

Термин «слияние» четкого значения не имеет, поскольку в приведенных определениях данный термин толкуется и как объединение, и как поглощение. С целью уточнения значения его под слиянием предприятий можно понимать объединение двух или нескольких предприятий с последующим возникновением нового предприятия путем перехода к нему всех прав и обязанностей всех предприятий, участвующих в сделке, с прекращением деятельности этих предприятий. Иначе говоря, необходимыми условиями оформления сделки слияния предприятий является появление нового юридического лица (при этом новое предприятие образовывается на основе двух или нескольких прежних предприятий) и полное устранение прежних предприятий как юридических лиц.

Например, если предприятие A объединяется с предприятием B, то в результате на рынке может появиться новое предприятие C (C=A+B), а предприятия A и B ликвидируются.

Поглощение – форма слияния, предполагающая, что поглощающая фирма остается юридическим лицом, а поглощаемая ликвидируется, передав при этом первой все имущество, обязательство, долги. Поглощающая компания в результате такой операции увеличивает свои активы на сумму чистых активов поглощаемой компании, а ее акционерам предоставляется право приобрести новые акции пропорционально долевому участию каждого. Чаще всего поглощение происходит принудительно.

Merger/Takeover (поглощение) – форма слияния, при которой лишь одна из компаний, а именно поглощающая, сохраняет свое юридическое лицо, тогда как поглощаемая распускается.

Поглощение рассматривается как прямая передача поглощающей компании всего достояния, обязательств и долгов поглощаемой компании. Таким образом, поглощающая компания увеличивает свой капитал на сумму, соответствующую чистым активам поглощаемой компании; акционерам поглощаемой компании предоставляется право приобрести новые акции пропорционально долевому участию каждого.

Необходимым условием оформления сделки поглощения предприятий является то, что в качестве юридического лица остается лишь один из участников. При этом новое юридическое лицо не появляется. Такая ситуация соответствует термину «присоединение» (A=A+B).

Приобретение компании – приобретение одной компании другой компанией путем прямой покупки; такой покупке может предшествовать приобретение, выкуп акций приобретаемой компании.

Acquisition (приобретение) – действие, в результате которого какое-либо лицо становится собственником товаров, услуг или прав. Приобретение означает покупку одной компании другой путем прямой покупки акций или активов, цель которой – получение контроля над другой компанией (собственностью) и участие в ее бизнесе. Изменение юридического статуса компании - цели будет определяться конкретными условиями ее дальнейшего использования. Если приобретающая компания скупает более 50% акций приобретаемой компании, то приобретаемая компания становится дочерней компанией приобретающей компании.

Когда приобретаются только активы, покупатель не берет на себя никаких обязательств приобретаемой компании. Если приобретающая компания покупает 100% акций или активов приобретаемой компании, то такое приобретение может оказаться поглощением. Иначе говоря, термин «приобретение» имеет более широкое значение, чем термин «поглощение».

 

Вопрос № 5. Связь между понятиями «слияние», «поглощение», «приобретение» компаний.

Merger and acquisition (M & A) – слияние и приобретение.

В экономической литературе часто встречается термин «слияние и поглощение компаний (предприятий)»; однако он требует уточнения.

Термин «слияние и приобретение компаний (предприятий)» имеет более широкое значение, нежели термин «слияние и поглощение компаний (предприятий)».

Слияние и поглощение компаний является лишь частью процесса слияния и приобретения компаний. В слиянии и приобретении обычно участвуют две основные стороны, одна из которых является приобретателем, или главной стороной, а вторая – объектом, или второстепенной стороной слияния и приобретения. Как правило, компания (предприятие), выступающая инициатором слияния или приобретения, именуется «компанией-покупателем (предприятием-покупателем)», а компания, являющаяся объектом слияния или приобретения, – «компанией-целью (предприятием-целью)» (иногда в литературе их называют компаниями-продавцами или компаниями-мишенями).

Вопрос № 6. Разновидности конгломеративных слияний.

Конгломератные –– объединение компаний из практически несвязанных отраслей. Цель компании-покупателя – диверсификация своих операций, стабилизация прибыли, снижение риска зависимости от изменений деловой конъюнктуры, развитие новых для компании привлекательных видов бизнеса.

Выделяются следующие разновидности конгломератных слиянийи приобретений.

– конгломератные слияния и приобретения, направленные на расширение продуктовой линии (product line extension mergers), т. е. объединение неконкурирующих производств, каналов реализации;

– конгломератные слияния и приобретения, направленные на расширение рынка (market extension mergers), т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции;

– чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности объединяемых компаний.

 

Вопрос № 7. Организация финансовой работы хозяйствующего субъекта.

Финансовая работа на предприятии — это специфическая деятельность, направленная на своевременное и полное финансовое обеспечение воспроизводственных нужд, осуществление инвестиционной деятельности и выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, другими финансовыми институтами государства, партнерами по бизнесу и собственными работниками.

Предметом финансовой работы являются:

- финансовые отношения — построение их рациональных схем как обязательной предпосылки успешного функционирования предприятия;

- финансовые потоки — обеспечение их достаточности и своевременности как обязательной предпосылки финансового равновесия предприятия.

Основные направления финансовой работы на предприятии:

- финансовое планирование — процесс научного расчета потребности предприятия в финансовых ресурсах и её балансировки с возможными источниками покрытия;

- оперативно-управленческая работа — постоянное, позитивное воздействие на количественные и качественные параметры финансовых отношений и финансовых потоков предприятия;

- контрольно-аналитическая работа — процесс объективной оценки экономической эффективности, рентабельности, целесообразности и законности каждой сделки и хозяйственной операции предприятия.

Финансовая работа на предприятиях, в организациях осуществляется финансовой службой.

Финансовая служба на предприятии — это самостоятельное структурное подразделение, предназначением которого являются выработка и реализация оптимальной финансовой политики предприятия, способствующей эффективному хозяйствованию, максимизации получаемых доходов, своевременному и полному его финансовому обеспечению и осуществлению расчетов с финансовой системой государства и контрагентами.

Финансовая служба может быть представлена:

- на предприятиях с незначительными денежными оборотами, небольшой численностью работающих — одним бухгалтером;

- на средних предприятиях — специальной финансовой группой, входящей в состав бухгалтерии или планово-экономическою отдела;

- на крупных предприятиях с большими масштабами производства и большими объемами финансовой работы — специальным финансовым отделом;

- на предприятиях рыночного типа — финансовой дирекцией, которая объединяет все службы управления предприятием.

Функции финансовой службы:

В инвестиционной деятельности:

- формирование планов капитальных вложений; выбор оптимальных вариантов инвестиций, определение источников инвестиций;

- учет состояния и движения основных производственных фондов;

- контроль и анализ состояния основных производственных фондов, контроль и оценка финансовых вложений.

В текущей деятельности:

- финансовое планирование, учет и анализ эффективности использования оборотных средств;

- контроль выполнения финансовых планов, качества продукции, цены товаров;

- дополнительное финансирование недостатка оборотных средств, осуществление мер по ускорению их оборачиваемости.

В финансовой деятельности:

- постоянный мониторинг за состоянием фондового рынка и доходностью портфеля ценных бумаг.

Принципы организации финансов предприятий:

Принцип рентабельности и самофинансирования, обеспечивающий полную окупаемость затрат по простому и расширенному воспроизводству, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских кредитов.

Принципы прогнозирования и плановости, которые на основе разработки различных по срокам и видам финансовых планов обеспечивают соответствие объема продаж, издержек и инвестиций потребностям рынка с учетом конъюнктуры, а также платежеспособного спроса.

Принцип финансовой устойчивости, связанный с обеспечением финансовой независимости, т.е. соблюдением критической (оптимальной) точки удельного веса собственного капитала в общей его величине и платежеспособности предприятия (способности к погашению своих краткосрочных обязательств).

Принцип создания финансовых резервов, обусловленный необходимостью формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность в условиях рисков, связанных с колебаниями рыночной конъюнктуры.

Принцип материальной заинтересованности, проявляющийся в коллективной и индивидуальной заинтересованности в достижении максимально возможных результатов в деятельности предприятия.

Принцип материальной ответственности, связанный с ответственностью предприятий, организаций за сохранность, рациональное и эффективное использование оборотных и внеоборотных активов, соблюдение договорных и других обязательств перед предприятиями, государством, банками и др.

 

Вопрос № 8. Отчетность как основа для разработки управленческих финансовых решений.

Финансовая отчетность – это систематические сведения, данные, собранные и составленные по определенной форме, характеризующие деятельность юридического лица за определенный период времени.

В мировой практике целью составления финансовой отчетности является информирование всех заинтересованных сторон о финансовом положении корпорации.

Задача финансовых отчетов: предоставление информации для принятия управленческих решений.

Информация должна содержать сведения для:

- оценки финансового состояния;

- оценки потоков денежных средств;

- принятия инвестиционных решений.

Хорошо структурированный отчет дает возможность руководству предприятия по новому посмотреть на достигнутые результаты финансово-хозяйственной деятельности и определить перспективы его развития.

Для контрагентов фирмы финансовый отчет – это главный информационные источник, подтверждающий возможность и экономическую целесообразность взаимодействия с данным предприятием.

Отчет – это своего рода способ рекламы деятельности фирмы.

Стороны, заинтересованные в получении информации, можно разделить на внешние и внутренние.

В мировой практике основной частью финансовой отчетности является бухгалтерский баланс. Обязательная финансовая отчетность включает: бухгалтерский баланс + приложения + пояснительная записка.

Бухгалтерская отчетность организации состоит из:

- бухгалтерского баланса;

- отчета о прибылях и убытках;

- отчета об изменении капитала;

- отчета о движении денежных средств;

- пояснительной записки.

 

Вопрос № 9. Нормативная основа оценки финансового состояния коммерческих организаций в Республике Беларусь.

Финансовый анализ — это инструмент управления организацией, основными целями которого являются выявление болевых точек в ее деятельности, определение резервов роста и развития. Пользователями результатов финансового анализа являются собственники организации, администрация, потенциальные инвесторы, банки, государство в лице соответствующих органов и т.д., каждый из которых преследует свои цели. Основным источником информации для оценки финансового состояния является бухгалтерская (финансовая отчетность), цель формирования которой и состоит в обеспечении всех заинтересованных пользователей необходимой информацией о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации.

Нормативно-правовой основой для проведения анализа финансового состояния организации является Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования (далее — Инструкция), утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2011 г. № 140/206, а также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования».

Настоящая Инструкция определяет порядок расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования и применяется в отношении государственных и негосударственных юридических лиц (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, ассоциаций и союзов, казенных предприятий), их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета.

Источником информации для расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования является бухгалтерская отчетность.

Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение стоимости краткосрочных активов к краткосрочным обязательствам субъекта хозяйствования.

Коэффициент текущей ликвидности (К1) рассчитывается как отношение итога раздела II бухгалтерского баланса к итогу раздела V бухгалтерского баланса по следующей формуле:

где КА – краткосрочные активы (строка 290 бухгалтерского баланса);

КО – краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса).

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение суммы собственного капитала и долгосрочных обязательств за вычетом стоимости долгосрочных активов к стоимости краткосрочных активов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) рассчитывается как отношение суммы итога раздела III бухгалтерского баланса и итога IV бухгалтерского баланса за вычетом итога раздела I бухгалтерского баланса к итогу раздела II бухгалтерского баланса по следующей формуле:

где СК – собственный капитал (строка 490 бухгалтерского баланса);

ДО – долгосрочные обязательства (строка 590 бухгалтерского баланса);

ДА – долгосрочные активы (строка 190 бухгалтерского баланса);

КА – краткосрочные активы (строка 290 бухгалтерского баланса).

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяется как отношение долгосрочных и краткосрочных обязательств субъекта хозяйствования к общей стоимости активов.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) рассчитывается как отношение суммы итогов разделов IV и V бухгалтерского баланса к итогу бухгалтерского баланса по следующей формуле:

где КО – краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса);

ДО – долгосрочные обязательства (строка 590 бухгалтерского баланса);

ИБ – итог бухгалтерского баланса (строка 300).

Для определения части краткосрочных обязательств, которая может быть погашена немедленно, используется коэффициент абсолютной ликвидности, определяемый как отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам субъекта хозяйствования.

Значение коэффициента абсолютной ликвидности должно быть не менее 0,2.

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кабсл) рассчитывается как отношение суммы краткосрочных финансовых вложений и денежных средств и их эквивалентов к краткосрочным обязательствам по следующей формуле:

где ФВк – краткосрочные финансовые вложения (строка 260 бухгалтерского баланса);

ДС – денежные средства и их эквиваленты (строка 270 бухгалтерского баланса);

КО – краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса).

 

Вопрос № 10. Коэффициентный анализ как инструмент принятия финансовых решений в корпорации.

Расчет коэффициентов не является самоцелью при принятии решений. Коэффициенты позволяют провести сравнения, во-первых, с прошлыми данными и выявить тенденции развития, а во-вторых, с данными по аналогичным корпорациям или со среднеотраслевыми показателями.

Широко используются пять основных категорий коэффициентов:
- коэффициенты ликвидности, определяющие возможность погашения текущих обязательств;

- коэффициенты финансовой устойчивости, или коэффициенты управления займами, определяющие степень использования заемного финансирования (использования финансового рычага) и степень защиты кредиторов;

- коэффициенты деловой активности, или коэффициенты управления активами;

- коэффициенты рентабельности, или прибыльности, доходности, определяющие совместные эффекты ликвидности, управления активами и займами в результатах деятельности;

- коэффициенты рыночной оценки - индикаторы отношения инвесторов к прошлым решениям и будущим проектам.

Коэффициенты ликвидности. Эта категория коэффициентов позволяет провести анализ активов и их источников на краткосрочном периоде времени. Под ликвидностью актива понимают его способность трансформироваться в денежные средства за определенный период времени. Чем короче временной промежуток трансформации, тем выше ликвидность актива. Различают понятия ликвидности конкретного актива и ликвидности корпорации. Под ликвидностью корпорации понимают наличие текущих активов, достаточных для погашения краткосрочных обязательств. Своевременность погашения здесь не учитывается.

Коэффициенты финансовой устойчивости. К этой группе относятся коэффициенты, характеризующие структуру финансовых источников, и прежде всего структуру капитала, отражающую возможность функционировать в долгосрочном периоде и использовать эффект финансового рычага.

Коэффициенты деловой активности. Эта категория коэффициентов характеризует эффективность использования ресурсов, т.е. получение отдачи с каждой вложенной денежной единицы (реализационный доход года t / вложенные средства; выручка от реализации I активы). Коэффициенты показывают, сколько раз в течение года совершается полный цикл производства и обращения, заканчивающийся получением дохода. Низкие значения по сравнению с прошлыми годами или по сравнению с показателями фирм-аналогов являются индикаторами неиспользования активов или плохого управления ими. Однако при сравнении следует учитывать, что на коэффициент деловой активности оказывает влияние практика бухгалтерского учета (учет текущих активов), эксплуатация активов по лизингу, переоценка активов и различные финансовые решения. Если корпорация использует ускоренный метод амортизации, то по сравнению с равномерным методом начисления при прочих равных условиях коэффициент будет выше. Для изношенных основных средств (в балансе отражается низкая остаточная оценка) или средств, используемых по лизингу коэффициент будет выше.

Коэффициент прибыльности (рентабельности). Коэффициент позволяет владельцу капитала и потенциальному инвестору оценить, является ли деятельность прибыльной, т.е. коэффициент показывает, какова доля прибыли в каждой заработанной денежной единице. Увеличение коэффициента в динамике является положительным фактором при принятии инвестиционных решений. Если коэффициент по корпорации ниже среднеотраслевого значения, это говорит о плохом руководстве, неконкурентности продукции и т.д.

Коэффициенты рыночной оценки капитала. Коэффициенты этой группы определяют положение акционерного общества на рынке и политику распределения чистой прибыли между владельцами собственного капитала. Рыночная оценка собственного капитала (рыночная капитализация) отражает рыночную цену акции. Собственный капитал по балансовой оценке отражает прошлую стоимость. Значение коэффициента меньше единицы может означать, что корпорации не удалось увеличить оценку собственного капитала. Рыночная цена акции может не совпадать с балансовой оценкой чистых активов и довольно часто превышает ее, что связано с тем, что покупатели акций платят за goodwill - репутацию компании, ее умение управлять капиталом. В ряде случаев наблюдается превышение балансовой оценки чистых активов на акцию над рыночной ценой. Причина этого заключается в неэффективных основных средствах или неумении их использовать, в возможно завышенной их балансовой оценке (из-за переоценки основных средств). Коэффициент характеризует взаимоотношение корпорации и ее потенциальных инвесторов, так как показывает, какую величину инвесторы готовы заплатить за каждую денежную единицу прибыли. С одной стороны, высокое значение коэффициента отражает положительную оценку рынком перспектив развития корпорации. С другой стороны, в интересах инвесторов найти корпорации с невысоким значением коэффициента, так как возможна ситуация рыночной недооценки в данный момент и будущего роста цены (рекомендуется поиск среди отраслевых коэффициентов мультипликатора предприятия с наименьшим значением, так как предполагается, что на развитом фондовом рынке значения мультипликаторов для предприятий одной отрасли и близких по размеру должны быть равны).

 

Вопрос № 11. Коэффициенты финансовой устойчивости организации: их сущность и методика расчета.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия являются: - информация о технической подготовке производства; - нормативная информация; - плановая информация; - хозяйственный (экономический) учёт (оперативный, оперативно - технический учёт, бухгалтерский учёт, статистический учёт); - отчётность (публичная финансовая бухгалтерская отчётность (годовая), квартальная отчётность (непубличная, представляющая собой коммерческую тайну), выборочная статистическая и финансовая отчётность, обязательная статистическая отчётность), - прочая информация (публикации в прессе, опросы руководителя, экспертная информация).

Основным источником информации для проведения финансового анализа является бухгалтерский баланс. Он является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния. Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определённую дату.

Группировка и обобщение информации в балансе осуществляется с целью контроля и управления финансовой деятельностью. Бухгалтерский баланс есть способ экономической группировки и обобщённого отражения состояния средств по видам и источникам их образования, на определённый момент времени в денежном измерителе.

Общий итог баланса называется валютой баланса и характеризует размер средств предприятия.

На основе изучения баланса внешние пользователи принимают решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием; оценивают кредитоспособность предприятия как заёмщика; оценивают возможный риск своих вложений, целесообразность покупки акций.

Для определения финансового положения организации используется ряд характеристик, которые наиболее полно и точно показывают состояние организации, как во внутренней, так и во внешней среде.
Финансовая устойчивость организации является одной из таких характеристик. Она связана с зависимостью от кредиторов, инвесторов, то есть с соотношением «собственный капитал – заемный капитал». Наличие значительных обязательств, не полностью покрытых собственным ликвидным капиталом, создает предпосылки банкротства, если крупные кредиторы потребуют возврата своих средств.

Группа показателей финансовой устойчивости

 

Вопрос № 12. Коэффициенты ликвидности и платежеспособности: их сущность и методика расчета.

Ликвидность – легкость реализации, продажи, превращения материальных или иных ценностей в денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств.

Коэффициенты ликвидности – финансовые показатели, рассчитываемые на основании отчётности предприятия (бухгалтерский баланс предприятия – форма №1) для определения способности компании погашать текущую задолженность за счёт имеющихся текущих (оборотных) активов. Смысл этих показателей состоит в сравнении величины текущих задолженностей предприятия и его оборотных средств, которые должны обеспечить погашение этих задолженностей. Рассмотрим основные коэффициенты ликвидности и формулы их расчета:

- коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение стоимости краткосрочных активов к краткосрочным обязательствам субъекта хозяйствования.

Коэффициент текущей ликвидностирассчитывается как отношение итога раздела II бухгалтерского баланса к итогу раздела V бухгалтерского баланса. Нормальным считается значение коэффициента от 1,5 до 2,5, в зависимости от отрасли.

,

КА - краткосрочные активы (строка 290 бухгалтерского баланса),

КО - краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса).

- коэффициент абсолютной ликвидности используется для определения части краткосрочных обязательств, которая может быть погашена не­медленно.

Коэффициент абсолютной ликвидностирассчитывается как отношение суммы краткосрочных финансовых вложений и денежных средств и их эквивалентов к краткосроч­ным обязательствам. Значение коэффициента абсолютной ликвидности должно быть не менее 0,2.

,

ФВк - краткосрочные финансовые вложения (строка 260 бух.бал)

ДС - денежные средства и их эквиваленты (строка 270 бух.бал)

КО - краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса).

- коэффициент быстрой (срочной) ликвидности характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт оборотных активов, формула.

,

ОА – оборотные активы, З- затраты, КО- краткосрочные обязательства.

Нормальным считается значение коэффициента более 0,8 (некоторые аналитики считают оптимальным значением коэффициента 0,6-1,0) что означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности должны покрывать текущие долги организации.

Все коэффициенты ликвидности отражают насколько активы покрывают краткосрочные обязательства.

Внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия является его платежеспособность. Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная финансовая помощь другим предприятиям) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства.

- коэффициент текущей ликвидности (описан выше)

- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рассчитывает­ся как отношение суммы итога раздела III бухгалтерского баланса и итога IV бухгалтерского баланса за вычетом итога раздела I бухгалтерского баланса к итогу раздела II бухгалтерского баланса по формуле:

,

СК - собственный капитал (строка 490 бухгалтерского баланса),

ДО - долгосрочные обязательства (строка 590 бухгалтерского баланса),

ДА - долгосрочные активы (строка 190 бухгалтерского баланса),

КА - краткосрочные активы (строка 290 бухгалтерского баланса).

Норма значения коэффициента 0,2.

- коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Коэффициент определяется как отношение долгосрочных и краткосрочных обязательств субъекта хозяйствования к общей стоимости активов, рассчитывается как отношение суммы итогов разделов IV и V бухгалтерского баланса к итогу бухгалтерского баланса по формуле.

КО - краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса);

ДО - долгосрочные обязательства (строка 590 бухгалтерского баланса);

ИБ - итог бухгалтерского баланса (строка 300).

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами должен иметь значение не более 0,85.

 

Вопрос № 13. Коэффициенты оборачиваемости активов и капитала: их сущность и методика расчета.

Для оценки эффективности использования средств субъекта хозяйствования прово­дится анализ деловой активности, который заключается в исследовании динамики коэффи­циентов оборачиваемости.

Общий подход к анализу оборачиваемости выглядит следующим образом: чем более короткий срок оборота, тем более эффективна хозяйственная деятельность предприятия. Основными коэффи­циентами оборачиваемости являются:

- коэффициент общей оборачиваемости капитала рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (строка 010 отчета о прибылях и убытках) к средней стоимости активов субъекта хозяйствования (строка 300 бух бал, сумма граф 3 и 4, деленная на2)

,

В - выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг,

ИБ – итог баланса.

- коэффициент оборачиваемости оборотных средств (краткосрочных активов) рассчитыва­ется как отношение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (строка 010 от­чета о прибылях и убытках) к средней стоимости краткосрочных активов субъекта хозяйствования (строка 290 бухгалтерского баланса, сумма граф 3 и 4, деленная на 2).

,

В - выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг,

ОСср- средняя стоимость оборотных средств.

- коэффициент оборачиваемость собственного капитала показывает скорость оборота собственного капитала.

,

В - выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг),

Скср - среднегодовая стоимость собственного капитала.
- коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств отражает число оборотов, запасов и затрат предприятия.

,

В - выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), З – запасы.

- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определяет скорость оборота дебиторской задолженности предприятия.

,

В - выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг),

ДЗср - среднегодовая величина дебиторской задолженности.

-коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности определяетскорость оборота кредиторской задолженности предприятия.

,

В - выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг),

КЗср - среднегодовая величина кредиторской задолженности.

 

Вопрос № 14. Источники финансирования предпринимательской деятельности.

Финансирование предпринимательской деятельности — это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства.

Под финансированием понимается процесс образования капитала фирмы во всех его формах.

Понятие «финансирование» тесно связано с понятием «инвестирование»: если финансирование — это формирование денежных средств, то инвестирование — это их использование.

Оба понятия взаимосвязаны, но первое предшествует второму. Фирме невозможно планировать какие-либо инвестиции, не имея источников финансирования. Вместе с тем образование финансовых средств фирмы происходит, как правило, с учетом плана их использования.

При выборе источников финансирования необходимо решить следующие задачи:

- определить потребность в капитале

- определить оптимальную структуру капитала

- обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, а, следовательно, его финансовую устойчивость

- снизить расходы на финансирование хозяйственной деятельности

- максимизировать прибыльность использования собственных и заемных финансовых средств

Финансирование может быть внутренним и внешним.

Внутренние финансовые ресурсы образуются в процессе хозяйственной деятельности организаций.

Уровень самофинансирования предприятия зависит не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (налоговой, бюджетной, таможенной, денежно-кредитной политики государства).

В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая распределяется на цели накопления и потребления. Прибыль используется на развитие производства, прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.

Источником финансирования являются доходы, получаемые от внереализационных операций за вычетом расходов на их осуществление.

Важную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов.

Источником финансирования являются льготы по налогу на прибыль, которые могут получать организации в соответствии с действующим законодательством.

Внешнее финансирование означает, что капитал был предоставлен предпринимательской фирме из внешних источников.

Основные формы внешнего финансирования — это: эмиссия ценных бумаг, привлечение кредитов, бюджетные ассигнования, получение безвозмездной финансовой помощи и др.

Привлечение заемных средств позволяет фирме ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых кредитных операций. Но финансирование на основе заемного капитала не столь выгодно, т.к. кредиторы предоставляют денежные средства на условиях платности и возвратности.

 

Вопрос № 15. Сущность, функции и значение капитала хозяйствующего субъекта.

Финансы (франц. finances – денежные средства, от старофранц. finer – платить, оплачивать), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Непосредственные условия для возникновения финансовых отношений создают денежные отношения. Но появление денег не означало появление финансов. Финансы есть определенная часть денежных отношений. Наличие финансов предполагает обязательное существование денег. Выполняя функцию средства обращения, деньги за определенный период становятся капиталом, т.е. той самовозрастающей стоимостью, обеспечивающей получение дополнительного приращения в ходе реализации продукта – прибавочной стоимости. Денежные отношения превратились в финансы, когда движение денег приобрело известную самостоятельность. В результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы, формируются финансовые ресурсы предприятия в виде разнообразных фондов. У предприятий появляется самостоятельная сфера деятельности, выходящая за рамки его непосредственных производственных функций, но представляющая собой часть производственных отношений, суть которой заключается в определенной системе организации денежных потоков. Эта часть – и есть финансы. Финансы предприятия, организации, фирмы – экономические денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов.

Финансы предприятий – относительно самостоятельная сфера системы финансов государства. Именно в этой сфере формируется основная часть финансовых инструментов Финансы предприятий являются основным звеном финансовой системы государства, они функционируют в сфере материального производства, где в основном создается национальный продукт и национальный доход. Финансы предприятия – это финансовые отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

По экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

1) между учредителями предприятия, связанные с формированием собственного капитала предприятия;

2) между предприятиями и организациями, возникающие в процессе производства и реализации продукции;

3) между предприятиями и их подразделениями (филиалами, цехами, бригадами);

4) между предприятием и его работниками;

5) между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие;

6) между коммерческими организациями и предприятиями, возникающие в процессе эмиссии и размещения ценных бумаг, взаимного кредитования, долевого участия в создании совместных предприятий;

7) между предприятием и финансовой системой государства;

8) между предприятиями и банковской системой при хранении денег в коммерческих банках, получении и погашении банковских ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказании других банковских услуг;

9) между предприятиями и страховыми компаниями;

10) между предприятиями и инвестиционными институтами;

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно располагать основным и оборотным капиталом. Деление капитала на основной и оборотный связано с характером их кругооборота и формой участия в создании готовой продукции.

Основной капитал – часть активов предприятия, вложенная в основные средства, незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения. Основной капитал участвует в процессе производства в течение длительного времени (как правило, больше одного года) и постепенно, частями переносит свою стоимость на стоимость готовой продукции.

Основные средства – средства, вложенные в основные производственные фонды, материально-вещественные ценности, относящиеся к орудиям труда и используемые в процессе производства в течение периода, превышающего один год, или имеющие стоимость на дату приобретения свыше стократно установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока полезного использования. По материальному составу основные средства представляют собой здания, сооружения, станки, оборудование, землю и т.п. Кругооборот основных средств включает: износ основных средств, начисление амортизации (за исключением земли), накопление средств для полного восстановления, замену основных средств путем прямых инвестиций.

Незавершенные долгосрочные инвестиции – затраты на приобретение оборудования и вложения в незавершенное строительство, которые еще не могут быть использованы в хозяйственной деятельности и на которые еще не начисляется амортизация.

Нематериальные активы – активы, не имеющие физической формы. К ним относятся, например, деловая репутация фирмы, торговая марка, торговый знак, патенты, затраты на НИОКР. Их приобретение связано с долгосрочными вложениями, поэтому их кругооборот аналогичен кругообороту основных средств.

Долгосрочные финансовые вложения – затраты на долевое участие в уставном капитале других предприятий, вложения в ценные бумаги разного вида на долгосрочной основе, стоимость имущества, переданного в аренду на праве финансового лизинга.

Источники финансирования основного капитала: подразделяются на собственные средства хозяйствующего субъекта и заемные.

Собственные средства (капитал) предприятия включает в себя взносы учредителей и часть денежных средств, полученных в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся амортизационные отчисления и прибыль. Амортизационные отчисления представляют собой денежную форму перенесенной на готовый продукт части стоимости основных средств. Эти отчисления формируют амортизационный фонд. Заемные средства предприятие может формировать за счет долгосрочных банковских ссуд, эмиссии долгосрочных, долговых ценных бумаг (облигаций), приобретения основных средств на основе финансового лизинга, инвестиционного налогового кредита. Для финансирования нематериальных активов может использоваться франчайзинг.

Оборотный капитал (оборотные средства) – капитал предприятия, предназначенный для обеспечения текущей деятельности предприятия, непрерывного процесса производства и реализации продукции. Часть оборотного капитала авансирована в сферу производства и формирует оборотные производственные фонды, другая его часть находится в сфере обращения и образует фонды обращения.

Оборотные производственные фонды по вещественному содержанию представляют собой предметы труда (сырье, материала и пр.). Они обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в течение производственного цикла.

Фонды обращения хотя и не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. К ним относятся готовая продукция на складе, товары отгруженные, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в коммерческих банках, дебиторская задолженность, средства в расчетах. Одинаковый характер движения оборотных производственных фондов и фондов обращения, позволяет объединить их в единое понятие – оборотные средства.

Источниками финансирования оборотных средств предприятия являются прибыль, собственные оборотные средства, эмиссия краткосрочных долговых обязательств (векселей), минимальная кредиторская задолженность, краткосрочные банковские кредиты, факторинг, коммерческий кредит.

 

Вопрос № 16. Структура капитала и его цена.

Любая финансово-экономическая деятельность требует постоянного вложения капитала. Для поддержания и расширения производственного процесса и повышения его эффективности, внедрения новых технологий и освоения новых рынков необходимы прямые инвестиции (капитальные вложения). Источником инвестиций могут быть бюджетные ассигнования, различного рода ссуды, кредиты и займы, собственные средства организации, акционерный капитал.

Выбор источников финансирования зависит от множества факторов, среди которых – отрасль и масштабы деятельности предприятия, технологические особенности производственного процесса, специфика выпускаемой продукции, характер государственного регулирования и налогообложения бизнеса, связи с банковскими структурами, репутация на рынке и др.

Соотношение удельных весов отдельных компонент в общем объеме привлекаемого капитала характеризует его структуру. Структура капитала, используемого предприятием, определяет многие аспекты не только финансовой, но также операционной и инвестиционной его деятельности, оказывает активное воздействие на конечный результат этой деятельности. Она влияет на показатели рентабельности активов и собственного капитала, коэффициенты финансовой устойчивости и ликвидности, формирует соотношение доходности и риска в процессе развития предприятия.

Важнейшей характеристикой капитала предприятия является его стоимость. Стоимост


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: