Для разрешения части проблем, связанных с качеством продукции, используют набор статистических методов (инструментов качества) (рис. 4.24).
Перечисленные методы стандартизированы и широко используются в практике управления качеством.
Метод «Гистограмма» может использоваться при наличии измеряемых данных и частоты их появления. Он эффективен при необходимости исследовать распределение измеряемых данных, например, количество звонков тот или иной тип передачи, рекламы и др. По гистограмме определяют уровень скученности получаемых результатов. Большая скученность — это признак удачи. Пример гистограммы приведен на рис. 4.25.
Метод «Временные ряды» — предназначен для наглядного представления хода изменения наблюдаемых данных за фиксированный промежуток времени. Метод реализуется путем нанесения на двумерный график значений данных и времени измерения. Характер такого графика представлен на рис. 4.26.
Рис. 4.27. Диаграмма Парето
Метод «Диаграмма рассеяния» представляет наглядный графический способ оценить характер рассеяния измеряемых величин. Обычно при измерениях усредняют результирующие значения и подчас теряют тенденции или главное направление изменений. Примеры графического представления диаграммы рассеяния приведены на рис. 4.28.
|
|
Рис. 4.26. Временной ряд значений
Метод «Диаграмма Парето» используется в том случае, когда необходимо оценить приоритеты всех проблем, условий или причин с целью разработки наилучшего решения. Диаграмма Парето реализуется в виде столбчатой диаграммы (рис. 4.27). Технология построения диаграммы Парето основана на данных контрольных листков:
• выбираются проблемы для анализа и располагаются в порядке важности: сначала самые важные (приоритетные), а затем по мер6
уменьшения важности;
• определяются критерии для сравнения измеряемых величин;
•устанавливается время для изучения и анализа проблем. Для каЖД0'
проблемы составляется набор причин (дефектов) с указанием количеств повторений;
• строится графический вид диаграммы Парето: по оси абсцисс наносят номера причин в порядке убывания из значимости для качеств продукта, а по оси ординар — количество случаев их фиксирования.
Рис. 4.28. Диаграмма рассеяния
(а — направленное, б — беспорядочное, в — фиксированное) Приведенные изображения напоминают результаты стрельбы по мишени в тире.
Графическое изображение метода «Контрольная карта» приведено на Рис. 4.29.
Метод используется при необходимости определить, что является главной причиной проблемы: случайность, чрезвычайная ситуация или штатные действия. Основу метода составляют данные, полученные методом «Временной ряд». При этом осью нового графика становится среднее значение отклонений (пунктир). Сверху и снизу от средней линии устанавливают контрольные пределы либо расчетным путем, либо экспертным. Выход отклонений за эти пределы недопустим.
|
|
Метод «Контрольные листки» используется для наглядного отображения происходящих событий. В контрольных листках фиксируют факт наступления контролируемого события.
Технология работы с листком следующая:
• определяется перечень контролируемых событий, определяющих
качество продукта (например, брак, просрочка, ошибки на отдельных операциях и др.);
Качество рекламной кампании |
• назначаются ответственные за заполнение контрольных листков и
закрепляют их за определенными событиями;
• фиксируется период, в течение которого будут собираться сведения
о событии;
• в произвольной форме строится контрольный листок. Он должен
быть простым для заполнения, содержать четко обозначенные строки и графы;
• контрольные листки должны отображать однородные данные;
• процедура заполнения и сбора заполненных листков должна быть
постоянной и честной.
Пример контрольного листка приведен на рис. 4.30.
Метод «Причинно-следственная диаграмма» (диаграмма Исикавы, диаграмма «рыбий скелет») эффективно применяется при необходимо- ^{И. исследовать и изобразить все возможные причины рассматриваемой проблемы. Изображение формируется таким образом, чтобы на левой стороне контура рыбы изображались причины, а на правой — следствие (проблема). На рис. 4.31. приведен пример такого изображения.
Технология построения диаграммы:
• выбирается для анализа какая-либо проблема. Проводится ее полное описание, особенностей перспективы роста или уменьшения во
времени;
• формируется набор причин, вызвавших проблему;
• строится причинно-следственная диаграмма;
•документально оформляются все выявленные взаимосвязи и выявляются одинаковые причины.
Рис. 4.31. Причинно-следственная диаграмма Резюме
Суть методологического подхода к пониманию качества и управления им заложена в философском определении: «Качество — это объектная, существенная, относительно устойчивая внутренняя определенность, целостность предметов и явлений, а также специфических групп предметов, коллективов, систем, абстрактных представлений». Порядок использования технологий и методов имеет следующий вид: Выбирается одна из трех целевых технологий управления: инициативно-целевая, программно-целевая или регламентная. Для выбранной технологии подбирают одну или несколько процессорных технологий управления.
Для каждой процессорной технологии выбирают один или несколько Методов подготовки или реализации (распространения) рекламы. Инициативно-целевое управление — это управленческое воздействие, состоящее в выдаче заданий без указаний средств и методов их
выполнения и рассчитанное на инициативного и профессионального исполнителя. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией исполнителя.
Программно-целевое управление — это управленческое воздействие, состоящее в выдаче для исполнения заданий (целей, задач) с указанием средств, методов и времени их выполнения, имеющее указания о внешнем или внутреннем контроле промежуточных состояний этого выполнения. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией специалиста, выдавшего задание, квалификация исполнителя играет вторичную роль.
Регламентное управление — это управленческое воздействие, состоящее в выдаче для исполнения заданий {целей, задач) с указанием средств и их возможных ограничений, методов и ориентировочного времени их выполнения, имеющее указания о безусловном не удалении от цели. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией специалиста, выдавшего задание, и исполнителя. Подразумевается жесткий контроль над положительной динамикой процесса выполнения задания.
|
|
Технология «Управление на базе потребностей и интересов» основана на приоритете межличностных отношений над другими средствами и методами для формирования взаимодействия между работниками, участвующими в реализации поставленной цели. Потребности человека — это материальный, биологический и социальный набор элементов, необходимый для жизнедеятельности и развития организма, функционирования и развития личности.
Технология «Управление путем постоянных проверок и указаний* основана на приоритете контроля и жесткого управления персоналом над другими средствами и методами для формирования взаимодействия между работниками, участвующими в реализации поставленной цели.
Технология «Управление в исключительных случаях» основана на приоритете профессионализма исполнителей или отработанной и хорошо выполнимой производственной технологии над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий. Исключительный случай — это устойчивый набор ситуаций, мешающий исполнителю надлежащим образом и в срок выполнить порученное задание. Исключительный случай связан с неуправляемыми или частично управляемыми ситуациями, возникшими перед исполнителем. Как правило, интеллектуальный уровень исключительной ситуации ниже предмета деятельности исполнителей.
Технология «Управление на базе «искусственного интеллекта» основана на приоритете отработанной практики, статистики и современных экономико-математических методов, реализованных в виде баз знаний $$ баз данных в ауре современных информационных компьютерных технологий над другими средствами и методами для успешного выполнения
порученных или выбранных заданий. Искусственный интеллект — это система современных информационных технологий, моделирующая некоторые стороны мыслительной деятельности человека при разработке и реализации решений.
|
|
Технология «Управление на базе активизации деятельности персонала» основана на приоритете стимулов и поощрений для работника над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий. Активизация объединяет два понятия: стимулирование (моральное и материальное) и мобилизацию. Стимул — это побудительная причина какого-либо поведения в будущем. Поощрение — это достойная оценка порученного и выполненного задания.
Методы психологической активизации хорошо подходят для создания концепции рекламы и рекламных кампаний. К ним относятся: конференции идей, методы мозговой атаки, вопросов и ответов. Данные методы основаны на стимулировании и активизации сознания и подсознания человека. Подсознание (по З.Фрейду) не является центром смысловой деятельности, но оказывает влияние на течение смысловых процессов.
Метод конференции идей основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Базовые правила использования данного метода состоят в следующем: формулируются 1—2 зависимые друг от друга задачи, определяется суть одной или нескольких проблем по данным задачам, определяется возможность вхождения одной проблемы в другую, выслушиваются варианты разрешения проблем, формируется наиболее приемлемое решение.
В основе метода мозговой атаки лежит стимулирование мышления на уровне подсознания. Для этой цели приглашаются психологи, психотерапевты, гипнотизеры.
Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении руководителем собрания или совещания набора вопросов для его участников. Вопросы формируются так, чтобы ответы на них могли сформировать новый подход к решению рассматриваемых проблем. Теоретико-игровой метод включает технологическую и организационную часть. В основе технологической части функционирует человеко-машинная система разработки решений. Она опирается на концептуальную модель компании, интеллектуальную мощь внешних и 8Нутренних баз данных и знаний, в т. ч. потенциал данных, находящий в Интернете.
Методы подключения новых интеллектуальных источников основы на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста. К ним относятся: метод наставничества, работа с внешними консультантами и работа с искус венными интеллектуальными источниками.
Эвристический метод основан на логике, здравом смысле и опыте при которых выявляется новая существенная информация. Он основан на работах Сократа (др.-греч. философ, 470—399 до н.э.) извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводящих вопросов.
Метод сценариев — это совокупность приемов изложения каких-либо реальных или вымышленных событий и действий. Метод опирается на силу воздействия художественного слова, заинтересованность, эмоции и менталитет человека. Профессионально сценарии реализуются в театрах, концертных залах, при проведении многочисленных собраний, при организации предвыборных кампаний и др.
Метод дерева решений основан на документальном представлении возможных вариантов разветвляющихся решений. Последовательности решений графически фиксируются на бумаге или на экране компьютера.
Экспертиза — это рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для вынесения заключения. Эти заключения основываются на суждениях специалистов. Методы проведения экспертизы весьма разнообразны: метод большинства, метод средних оценок, метод Дельфи, метод простой ранжировки (метод предпочтения), метод оценочных сравнений и метод задания весовых коэффициентов.
В состав статистических методов входят: гистограммы, временные ряды, диаграммы Парето, диаграммы рассеяния, контрольные карты, контрольные листки, причинно-следственные диаграммы.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается суть методологического понимания качества?
2. Каков порядок использования технологий и методов управления качеством?
3. Каков перечень целевых и процессорных технологий управления?
4. В чем особенности инициативно-целевой технологии?
5. В чем особенности программно-целевой технологии?
6. В чем особенности регламентной технологии?
7. Каковы условия эффективного применения технологии «Управление
по результатам»?
8. Каковы условия эффективного применения технологии «Управление
на базе потребностей и интересов»?
9. Каковы условия эффективного применения технологии «Управление
путем постоянных проверок и указаний»?
10. Каковы условия эффективного применения технологии «Управление в исключительных случаях»-?
11. Каковы условия эффективного применения технологии «Управление на базе «искусственного интеллекта»?
Каковы условия эффективного применения технологии «Управление на базе активизации деятельности персонала»?
12. Как осуществляется контроль за выполнением целевых и процессорных технологий управления?
13. Как реализовать метод конференция идей?
14. Как реализовать метод мозговой атаки?
15. В чем особенности метода вопросов и ответов?
16. Каковы условия эффективного использования теоретико-игрового
метода?
17. Какие приемы использует метод подключения новых интеллектуальных источников?
18. В чем заключаются основы эвристического метода?
19. В каких случаях метод сценариев окажется полезным для улучшения
качества продукта?
20. Каков механизм графической части метода дерева решений?
21. Каков набор экспертных методов?
22. Приведите механизм формирования диаграммы Парето.
23. Приведите механизм формирования контрольных листков.