double arrow

Стандартизация элементов


В документах Международной организации по стандартизации (ИСО) отмечено, что стандартизация — это процесс, направленный на упорядочение деятельности организации в требуемых областях за счет установления и применения правил (стандартов), при этом должны обеспечиваться безопасность и гуманность труда. Стандартизация — это способ целенаправленного воздействия на процесс улучшения ка­чества. Стандартизация также является одной из функций системы уп­равления качеством. В стандартах, как правило, отражаются основные определения, прогрессивные и опробованные нормы, требования, пра­вила к выполнению отдельных операций и продукции в целом.

Основными целями стандартизации являются:

• защита интересов потребителя и государства в вопросах номенклатуры и
качества продукции услуг и процессов, обеспечивающих их безопасность
для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;

повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и
техники, с потребностями населения и народного хозяйства;

• обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

• содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучше­нию экономических показателей производства;




• устранение технических барьеров в производстве и торговле, обес­печение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и
эффективного участия государства в межгосударственном и международном разделении труда;

• обеспечение безопасности народнохозяйственных объектов с уче­том риска возникновения природных и техногенных катастроф
других чрезвычайных ситуаций;

• содействие повышению обороноспособности и мобилизационной
готовности страны.


Стандартизация положительным образом сказалась на качестве, взаи­мозаменяемости и дополняемости изделий. Объектами стандартизации являются как производство и управление, так и их составные части. Стан­дарты разрабатывались для конструкторско-технологической, отчетно -статистической, организационно-распорядительной документации; для производственно-хозяйственной деятельности организации в целом. ; В практике управления качеством используются пять приемов стан­дартизации: копирование, симплификация, унификация, типизация и агрегатирование.

При копировании стандартизация осуществляется на основе достиг­нутого качества, при этом за базу принимают ту продукцию, выпуск ко­торой освоен. В данном приеме не учитывают требований потребителей.

При симплификации (ограничении) стандартизация заключается в простом сокращении количества марок или номенклатуры продукции до некоторого технически и экономически обоснованного минимума. В данном приеме не вносятся какие-либо технические изменения.



При унификации стандартизация заключается в сокращении числа марок, типов и видов продукции одинакового функционального назна­чения. При использовании данного метода можно формировать ком­плексы из ограниченного числа разновидностей путем комбинирова­ния двух или более разновидностей продукции. Унификация позволяет организовать централизованное производство.

При типизации стандартизация осуществляется путем разработки и внедрения типовых конструкторских или технологических решений. Данный прием позволяет сократить затраты времени, материальных и интеллектуальных ресурсов на проектирование и разработку техноло­гического процесса.

При агрегатировании стандартизация заключается в применения ог­раниченного числа стандартизированных изделий, обладающих функ­циональной и конструктивной наращиваемостью и разъединением на самостоятельные функционирующие изделия. Данный прием облегча­ет разработку и монтаж технологических линий и обеспечивает сравни-гельную простоту модернизации оборудования (например, UPGRATE (изменение конфигурации) в компьютерной технике).

С точки зрения системности стандарты способствуют более полной Реализации основного закона управления: закона единства системы уп­равления. С помощью стандартов эффективнее достигается единство Подходов работников к целям, функциям и методам управления. С 1980 По 1985 гг. в стране проводился эксперимент по опытному внедрению Комплекса государственных стандартов «Управление производственным объединением и промышленным предприятием», основные положения которого были представлены в ГОСТе 24525.0-80. ГОСТ закрепил в использовании разработанные ранее учеными такие категории теории




управления, как «функция управления», «общая функция», «конкретная функция управления». Однако стандарты, рекомендованные ГОСТом, не имели единой структуры построения, т.е. не было стандарта на пост­роение стандартов. Государственный стандарт носил рекомендательный характер для обеспечения мягкого регулирования сложившихся за мно­гие десятилетия стереотипов функционирования элементов системы уп­равления. Данный стандарт по программе минимум должен был обра­тить внимание руководителей и специалистов в области управления на новые, общие подходы к функционированию системы управления и на­метить пути для его совершенствования. Программа максимум предпо­лагала проведение практической унификации управления производст­венным объединением и промышленным предприятием по предложенным стандартам. Программа минимум была выполнена, а программа максимум практически не выполнена в силу определенной недоработки стандартов, отсутствия должной настойчивости и последо­вательности в ее реализации. Выполнение программы-минимума, тем не менее, принесло большую пользу управлению в целом.

Стандарт закрепил понятийный аппарат в системе управления орга­низацией и определил перечень документов, необходимых для профес­сиональной управленческой деятельности, в т. ч.:

• набор целей, функций, средств и методов реализации функций;

• набор организационных структур управления;

• схемы функциональных взаимосвязей (в т. ч. информационных);

• квалификационная структура кадров управления;

• перечень и формы отчетных документов;

• набор типовых положений (должностные инструкции, положения о
подразделениях и т.д.).

ГОСТ 24525.0-80 дал толчок к совершенствованию управления на основе его стандартизации. Так, в /Л. 19/ рассматриваются вопросы, ка­сающиеся сущности и содержания стандартизации систем управления, места и объема стандартизации в процессах и явлениях систем управле­ния. На базе ГОСТа 24525.0-80 в приведенной работе разработаны тео­ретические основы для формирования стандартов для системы управ­ления. Однако рамки государственного стандарта не позволили расширить эти работы и довести их до конкретных элементов системы управления организации. Более практические результаты принесли ра­боты, основанные на использовании гибких локальных стандартов об­щественных и научно-технических международных организаций.

Существующую систему стандартов условно можно разделить на две группы: общую и функциональную. Общая отражает гуманитарные (со­циальные) стандарты работы специалиста на объекте. Функциональная — особенности учета и аудита конкретной функции производства или управления.


Учет состояния элементов

Процесс стандартизации немыслим без хорошо налаженного учета и контроля. Учет элементов в организации может носить многоплановый характер (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Взаимодействие видов учета в организации Рассмотрим наиболее важные принципы составления учетной доку­ментации для системы управления.

' Принцип выделения главного. При заполнении учетной документа­ции работник должен выделять главное, характерное.

принцип соответствия. Профессионализм работника, составляющего учетный документ, должен соответствовать его сложности в виду того, что субъективизм решения может сильно исказить достоверность учетных данных.

[ принцип эциклопедичности. В группе работников, составляющих учет необходимо иметь специалиста широкого профиля в области всей си­стемы управления (либо своего специалиста, либо привлеченного из кон­сультационной фирмы), способного сопоставить учетные данные по от­дельным элементам системы управления или их совокупности. Это даст возможность избежать грубых ошибок или несостыковок. Так, при со­ставлении бухгалтерского учета роль индикатора правильности играет баланс предприятия. Для системы управления такого аналога нет и по­этому гармонизация учетных данных должна перекладываться на ква­лифицированного специалиста.

принцип полноты. Чем точнее и достовернее требуются данные о со­стоянии системы управления, тем больше ее элементов должно быть под­вержено учету. Принцип полноты требует от руководителя, постоянно следить за необходимой полнотой номенклатуры элементов системы Управления, для которых проводится учет.

принцип системности. При проведении учета необходимо учитывать взаимовлияние элементов системы управления. Так, управленческая технология «Управление по результатам» будет эффективна только при



линейной структуре управления, когда временной интервал между при­нятием решения и его реализацией составляет не более 1—7 дней в зави­симости от характера производства.

Принцип централизации учета. Все учетные данные для проверки и утверждения должны стекаться к одному специалисту.

Принцип стандартизации. За каждой формой учета элементов сис­темы управления должны стоять стандарт, норма, статья или положе­ние закона, распоряжение руководителя.

Принцип своевременного использования. Учетные данные достовер­ны на день утверждения. Дальнейшее их использование или обработка должны регламентироваться распоряжениями соответствующих служб организации или вышестоящих руководителей.

Принцип эластичности. Эластичность определяется скоростью изме­нения текущего состояния учетных данных. Принцип эластичности тре­бует от руководителя установления приемлемой периодичности прове­дения учетной работы по каждому элементу системы управления.

Принцип планирования. Каждая организация должна иметь обосно­ванный набор возможных значений учетных данных по каждому элементу для принятия соответствующих мер при существенном отклонении теку­щего значения параметра элемента от запланированного.

Принцип координации. При непропорциональных изменениях контро­лируемых параметров элементов системы управления каждая организация должна вносить соответствующие коррективы в данный элемент.

Принцип включения. Система внутренней координации должна включаться в работу при достижении критического отклонения текуще­го состояния параметра элемента от расчетного.

В государственных предприятиях легче наладить систему професси­онального управления на базе норм и стандартов, а также осуществить контроль за их соблюдением.







Сейчас читают про: