Современная западная теория журналистики

С помощью субсидий правительств и фирм наука о журналистике развивается быстро, в основном это происходит в США, Франции, Великобритании, ФРГ и т.д. Во всех этих странах существуют научные центры, в США защищают диссертации на соискание ученой степени доктор журналистики.

Наука о журналистике на западе имеет свою историю, у каждой страны она своя. В Америке считают началом зарождения журналистской науки создание первых факультетов – 60-70 годы XIX века, школа Джозефа Пулитцера при его газетах. Если брать Европу, то там первые труды по вопросам журналистики появились значительно раньше. 1644 год – трактат Мильтона: "Ориопогитика"? Первое выступление против цензуры в защиту свободы слова и печати. Таким образом, эти проблемы начинают обсуждаться еще в XVII-XVIII веках в Европе. Плавно перетекают в XIX век, когда появляются академические труды по проблемам печати, в основном это исследования, касающиеся истории печати и юридического положения различных органов печати. Примерно до конца Первой мировой войны журналистская наука занимается изучением места печати в обществе и изучает законодательство о печати. После Первой мировой возникают социологические исследование прессы и радио, то есть начинает изучаться эффективность воздействия печати и радио. В начале изучается эффективность рекламы.

В ходе Второй мировой войны добавляется еще ряд проблем: приемы гитлеровской пропаганды, а точнее геббельсовской пропаганды. Особенно активно исследовались в США и Англии. После войны продолжают обсуждаться теоретические проблемы, но в меньшей степени. В основном исследуется реклама, в первую очередь политическая, коммерческая. В связи с холодной войной, которая началась с 1946 года (речь Черчилля, разрабатывались методы пропаганды и контрпропаганды. В 50-е годы появляется книга французского ученого Жака Эллюля "Пропаганда", где он дает определение, что это, говорит об этом. По его книге, пропаганда – это совокупность методов, используемых организованной группой с целью привлечь к активному или пассивному участию в ее деятельности массу индивидуумов, психологически объединенных в рамках общества, нации или организации. Исходя из того исторического периода, он выделяет четыре типа: американская, советская, фашистская и китайская пропаганды.

Требования к пропаганде:

  • Пропаганда должна быть массовой, только в этом случае она достигает эффекта. Убедить одного человека труднее, чем массу людей, но обращаясь к массе нужно делать это так, будто ты обращаешься к одному.
  • Тотальность. Использование одновременно всех имеющихся средств воздействия, в первую очередь СМИ, но также афиши, собрания, митинги, сборы подписей, агитация с заходом в каждый дом, т.д.

Организация пропаганды: подготовка почвы для кампании (зондирование общественного мнения, создание благоприятного политического климата), сама кампания.

По Эллюлю, пропаганда – это собрание методов и приемов, с помощью которых меньшинство обманным путем подчиняет себе большинство, достигает своих целей в ущерб и за счет общества.

В 1956 году появляется книга американских ученых, которая является краеугольным камнем: "Четыре теории прессы (печати)" – Фред Сиберт, Теодор Петерсон, Уиллбур Шрамм. Исследователи, авторы этой книги представляют два университета: Иллинойский и Стенфордский университеты. В начале книги постулат, от которого будут отталкиваться: "печать всегда принимает форму и окраску той социально-политической структуры, в рамках которой она действует и отражает ту систему социального контроля, с помощью которой осуществляется урегулирование отношений индивидуума и общественных институтов".

Дальше в анализе развития прессы они опираются и на эти понятия, но также и морально-этические аспекты. Также связывают развитие прессы с развитием философских теорий и концепций. В итоге выделяют четыре теории прессы: авторитарная, либертерианская (свободы воли), социальной ответственности печати, советская коммунистическая.

Авторитарная теория. Оформилась в XVI-XVII веках, но и в XX веке возникала при Гитлере, при Муссолини. Возникла из философии абсолютной власти монарха или его правительства, или того и другого. Главная цель печати – поддерживать и проводить политику правительства, находящегося у власти, служить государству. Кто имеет право использовать печать? Те, кто получил королевское разрешение. Печать контролируется посредством правительственных патентов, с помощью лицензий и гильдий, а иногда и цензурой. Запрещена критика политики правительства, короля, находящихся у власти лиц. Печать находится в руках частных лиц или государства. Отличается от других концепций тем, что рассматривает печать как инструмент осуществления правительственной политики, хотя не обязательно принадлежит ему.

Либертерианская теория. Противопоставляется авторитарной. Оформилась и была принята в Англии и США в XVII веке, в настоящее время влиятельна почти во всех странах. Развилась из трудов Мильтона, Локо, Миля, то есть из философии рационализма и естественных прав человека. Основные цели – информировать, развлекать, продавать, но главным образом – помогать открывать правду и контролировать действия правительства. Использовать печать имеет право любой гражданин, имеющий для этого экономические возможности. Контролируется самопроизвольным процессом, установлением правды, а также судами. Запрещено: клевета, непристойности, измена в военное время. Принадлежит главным образом частным лицам. Основное отличие в том, что печать является инструментом контроля за правительством и удовлетворение других нужд общества. В условиях этой концепции родились такие понятия, как "четвертая власть", "сторожевой пес демократии" и т.д. Концепция держится на таких понятиях, как а) отделение фактов от мнений; б) доступ к правительственной информации; в) отсутствие цензуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: