double arrow

Массовая культура



Научно-техническая революция стимулиро­вала широкое распространение массовой культуры. Сама идея массовой культуры возникает в 20-х годах в рамках доктрины массового общества. Теория массового общества исходит из того, что в XX в. классо­вая поляризация исчезает и главенствующую роль в историче­ском процессе начинает играть «масса». Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики (большинство обще­ства), но и качественные: обезличенность, преобладание чувств, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки. Согласно Тарду и Лебону, общество делится на массу (или толпу), не понимающую сути происходящего, публику, ко­торая кое-что понимает, и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям. Отсюда «массовым» называют такое общество, в котором человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потреб­ности. А массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.

Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция — развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источ­ника развития и функционирующая на основе социального за­каза. Она является массовой по объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день. В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры — адаптивная, причем в облегченном, поверхностном варианте. В результате массовая культура пре­вращается в особый вид бизнеса, при этом она не столько по­требляется человеком, сколько потребляет самого человека, за­слоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры. Типичным примером массовой культуры могут служить бесконечные телевизионные сериалы, так называемые «мыльные» оперы.




Самое концентрированное воплощение массовой культуры — китч (от нем. Kitsch — халтура, безвкусица, штамп). Он возни­кает в период массовой урбанизации как ответ на запрос дере­венского жителя, перебравшегося в город и лишенного своей привычной среды обитания. Задача китча — создание иллюзии счастья. Именно широкое распространение китча привело за­падных социологов к выводу о том, что может наблюдаться об­ратная зависимость между материальным и культурным уров­нем населения: достаточно быстрое массовое повышение уров­ня жизни сопровождается уменьшением духовных запросов.



Период 60-х годов можно назвать переломным для содержа­тельной стороны массовой культуры на Западе. Бунт молодежи в западноевропейских странах показал, что массовая культура воздействует на человека не очень эффективно, так как она «безадресна», рассчитана сразу на всех. Был сделан вывод о том, что одни и те же общественные идеалы следует доводить до различных социальных групп (возрастных, профессиональ­ных, территориальных и т.д.) различными способами. И перед социологами встали следующие задачи:

• дифференцировать группы по культурному признаку;

• выделить их особый круг интересов и найти возможные тЪчки соприкосновения друг с другом;

• определить пути, способы и средства воздействия на ту или иную группу.

Массовая культура модифицируется с учетом специфиче­ских характеристик различных социальных групп. Несколько изменяются и способы ее воздействия: она не только становит­ся более избирательной, технически совершенной, изобрета­тельной, но и использует в качестве своего основного инстру­мента механизм статусного потребления. Так, покупка тех или иных вещей диктуется не столько их техническими характери­стиками и соображениями функциональности, сколько сообра­жениями престижности.

1 Субкультура и контркультура. Если подлинная и массовая культуры различаются по своим целям и ценностям, выделяются субкультура и контркультура — культуры различ­ных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и т.д. Иначе их еще называют час­тичными культурами. Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и об­разцы поведения, стиль одежды, манеру общения. Кроме того, субкультура варьируется в зависимости от характера деклари­руемых ценностей и стилей жизни, величины группы, разде­ляющей эти ценности, возрастных особенностей членов груп­пы, а также их готовности к активным действиям по защите своих интересов и образа жизни (так называемая скрытая и от­крытая агрессивность).

\ В последние годы социологи уделяют много внимания изу­чению молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящемся к социальной одно­родности, у молодежи не может и не должно быть своих спе­цифических ценностей. Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социаль­ное отклонение, либо как подражание Западу.

Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, об­ратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения*, закрепившийся в научной и публици­стической литературе, а также в повседневном словоупотребле­нии. В западной социологии для обозначения этого явления используют категорию peer group. Это понятие возникло в аме­риканской социологии и означает больше, чем группа сверст­ников или гомогенная (однородная) возрастная группа. Слово peer происходит от латинского «рааг» (равный), и обозначаемое им равенство относится не только к возрасту, но и к социаль­ному статусу, взглядам, ценностям, нормам поведения.

Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

• от уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например у учащихся ПТУ, она значитель­но выше, чем у студентов вузов;

• от возраста. Пик активности — 16—17 лет, к 21—22 годам она заметно падает;

• от места жительства. Движения неформалов более харак­терны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. Наиболее популярными из них являются группы любите­лей современной музыки, танцев, различных видов спорта (футбольные болельщики, культуристы и т.д.) — около 80%. Меньшее распространение у нас в стране получили группы, за­нятые общественно-полезной деятельностью, — охраной па­мятников культуры, защитой окружающей среды и т.д. — не более 4%. Есть группы, чье поведение может быть охарактери­зовано как социально патогенное или даже преступное: нарко­маны, токсикоманы и др. Такие группы составляют примерно 9% всех неформальных молодежных групп1.

Выделение различных субкультурных групп условно, они не отделены друг от друга непроницаемой перегородкой. Так, сре­ди «металлистов» встречаются токсикоманы, среди наркоманов - проститутки, которые подобным образом зарабатывают на наркотики. Речь идет скорее о разных типах таких групп. Роке­ры, металлисты, футбольные фанаты — группы контактные, объединенные общим интересом и выражающие его внешней символикой. А такие образцы социально негативного поведе­ния, как наркомания или проституция, реализуются преимуще­ственно не на групповом, а на индивидуальном уровне. Сам ха­рактер деятельности скорее разъединяет, чем консолидирует их.

Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации по отношению к господ­ствующей культуре, называется кошпркулыпурай^ Этот термин принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который ввел его для характеристики молодежных движений Запада 60-х годов. Иными словами, контркультура — это комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является.

На сегодняшний день контркультура — это: а) тип протес­тующего мироощущения; б) альтернативный стиль жизни, оп­позиционный господствующему; в) антитрадиционные формы художественного творчества.

Учитывая внутреннюю неоднородность культуры, социологи попытались создать многоуровневую модель, по которой смы еловое разнообразие культурных изменений обусловлено мно­гообразием «вызовов» культуре со стороны изменяющегося об­щества. При этом подсистемы культуры соотносятся не по принципу субординации, подчинения, а по принципу дополни­тельности. В данной модели ясно прослеживаются взаимосвязи между социальной структурой, социальным заказом на опреде­ленный тип поведения и функционированием культурных под­систем. Единая человеческая культура складывается из множе­ства различных культур, которые вносят свой вклад и без каж­дой из которых картина культуры была бы неполной. Все куль­туры взаимонезаменяемы.

10.4. Проблемы культуры в современной России

Ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно и категорично в терминах «хорошо — плохо», особенно если речь идет о современной культурной ситуации в нашей стране, по­скольку, во-первых, она чрезвычайно сложна и противоречива, во-вторых, еще не ясны глубина и масштаб происходящих пе­ремен. Однако уже зримо выделяются несколько тенденций^

1. Деидеологизация культуры и ликвидация государствен­ной моноподии на культуру. В содержательном плане это при­вело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свобо­де выбора в сфере культуры, с другой — к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то популярная литература или многочислен­ные образовательные заведения.

2. Приватизация и коммерциализация культуры. В настоя­щее время этот процесс имеет однобокую направленность: вновь образовавшийся российский капитал предпочитает пока вкладывать свои средства в весьма специфическую, но высоко­доходную область -- эротическую и детективно-развлекатель­ную индустрию.

3. Рост интереса к дореволюционному культурному насле­дию, в том числе к религии и церкви.

4. Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента политики, средства завоевания доверия избирателей.

5. Усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабле­ние интереса к чтению в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, видео), падение посещаемости театров, музеев, библиотек.

6. Особую озабоченность вызывает состояние русского язы­ка, который можно рассматривать как индикатор культуры. Он организует характер и способ восприятия реальности. За не­сколько десятилетий в русском языке произошли такие нега­тивные изменения, которые привели к снижению уровня гра­мотности, к распространению «официального полуязычия», к росту сквернословия и широкому употреблению «матерной смазки» в обыденной речи.

Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерностей ее развития имеет большое практическое зна­чение. В современных условиях становится отчетливо видно: нельзя усиленно проводить в жизнь экономические и полити­ческие программы без учета культурного уровня населения. Другими словами, повышение культурного уровня является необ­ходимой предпосылкой социально-экономического роста.

Вопросы для повторения

1. Расскажите об истории развития понятия «культура». Какие черты и особенности культуры подчеркиваются при сравне­нии культуры и природы, культуры и цивилизации?

2. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу культуры?

3. Какие виды культуры принято выделять в социологии?

4. Как влияет технический прогресс на развитие культуры?

5. Объясните понятие «массовая культура». Когда и почему возникает массовая культура?

6. Чем обусловлено появление молодежной субкультуры? Ка­кие виды неформальных молодежных объединений сущест­вуют в современной России?

7. Как можно охарактеризовать нынешнее состояние культуры в нашей стране?

11.Социальные институты и организации

Современное общество не может существовать без сложных со­циальных связей и взаимодействий. Исторически связи и взаимодей­ствия расширяются и углубляются. Особую роль играют взаимодей­ствия и связи, обеспечивающие самые важные потребности индиви­да, социальной группы, общества в целом. Как правило, эти взаимо­действия и связи институционализированы (узаконены, ограждены от влияния случайностей), носят устойчивый самовозобновляющийся характер. Социальные институты и организации в системе социаль­ных связей и взаимодействий — это своего рода скрепы, опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную ус­тойчивость социальных отношений в рамках общества.

11.1. Социальные институты

Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903), подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов.

Согласно учению Г. Спенсера, любые социальные институ­ты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Это одна из главнейших функций социального института. Кроме того, эти своего рода органы в сложной системе, каковой является общество, упоря­дочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в од­но системное целое — общество, обеспечивая его поступатель­ное прогрессивное развитие. Так полагал Г. Спенсер и его по­следователи.

Автор органической теории общества основательно проана­лизировал функционирование следующих социальных институ­тов:



Сейчас читают про: