Техника публичного выступления

Известно, что организации заинтересованы в том, чтобы выступления (доклады, интервью) их первых лиц публиковались непосредственно в СМИ. Как показывает ми­ровой опыт, это не просто. Обычно приглашают спичмейкеров


(spokesmen) или посещают специальные семинары по обуче­нию техникам публичного выступления, телеинтервью и т.п. Например, участник телеинтервью может воспользоваться следующими приемами:

- говорить с позиций интересов публики, а не организации;

- там, где это возможно, говорить с употреблением «личност­ных» выражений;

- не делать заявления, если не нужно, чтобы их цитировали;

- начинать с самого важного факта;

- не терять контроля над собой, не спорить с репортером (его цель — получить интересную историю, чего бы ему это ни стоило);

- если вопрос содержит оскорбление или какие-либо слова, ут­верждения, которые не нравятся интервьюируемому, не по­вторять их даже с целью опровержения (репортеры обязатель­но это используют);

- если репортер задает прямой вопрос, он рассчитывает полу­чить прямой ответ;

- если интервьюируемый не знает, что ответить, он должен ска­зать: «Я не знаю, но обязательно узнаю и сообщу вам»;

- стараться говорить правду, хотя в наше время скептицизма са­мое трудное — говорить правду;

- не усугублять ситуацию, не драматизировать ее излишне.

Рекомендации по работе с радио- и телесредствами отража­ют специфику этих средств.

Радио оперирует особым инструментом — человеческим го­лосом, и от выступающего на радио требуется владение этим инструментом: выразительная, убеждающая интонация, крат­кость и ясность мысли, уважение к политической зрелости ау­дитории.

Телевидение считается самым трудным средством, посколь­ку оно имеет в своем арсенале изображение. Искренность и че­стность выступающего должны быть у него, как говорится, «написаны на лице», поэтому мимика и общая совокупность жестов вынужденно отличаются от таковых при непосредст­венном контакте с публикой.

Кроме того, в некоторых случаях выступающий общается не только с телеаудиторией, т.е. говорит на камеру, но и с «челове­ком телевидения» (репортером, интервьюером). Как правило, в таких случаях большую часть эфира выступающий должен кон­центрировать на непосредственном собеседнике в кадре.

Алгоритм взаимоотношений с радио и телевидением во многом зависит от того, кто является инициатором интервью — организация или журналист. Во втором случае ход интервью целиком зависит от журналиста, в первом — организаторы мо­гут предложить набор стержневых проблем, подлежащих обсу­ждению, и, более того, уклониться от ответов на нежелатель­ные вопросы. При этом репортер может удовлетворить свой профессиональный интерес именно к этой части проблемы, прибегнув к другим источникам информации.

Пресс-конференция проводится прежде всего для распро­странения новостей, и поводом для нее может послужить сооб­щение только такой информации, которая претендует на звание новости. Поэтому пресс-конференция, как правило, касается сложных явлений и событий, по поводу которых могут сущест­вовать разные точки зрения, или достаточно противоречивой политической ситуации, подразумевающей дискуссию. Причи­ной пресс-конференции могут стать и экстраординарные собы­тийные поводы, вызывающие общественный интерес или свя­занные с известным персонажем. Кроме того, пресс-конферен­ции устраивают для налаживаниях добрых отношений с прессой.

На пресс-конференции обычно приглашают представите­лей всех видов СМК. Общение с журналистами на пресс-кон­ференции ведет официальный представитель; должны также присутствовать конкретные специалисты-эксперты по диску­тируемой теме. В процессе подготовки пресс-конференции они должны обдумать хотя бы самые очевидные вопросы, «уз­ловые проблемы». Это придаст происходящему темп, проде­монстрирует высокую осведомленность экспертов и т.д. Если позволяют условия (срок аренды помещения; время, на кото­рое назначен последующий фуршет, и т.п.), всем желающим надо предоставить возможность задать вопросы.

Следует предусмотреть максимальное техническое обеспе­чение для последующих шагов журналистов: наличие телефон­ной связи, бумаги для записи, возможности компьютерной пе­регонки информации и т.п.; если присутствующих 50 и более, необходимо позаботиться о микрофоне для зала.

Перед началом пресс-конференции целесообразно снаб­дить журналистов исходным информационным материалом, фотографиями, дать время познакомиться с демонстрацион­ными стендами. Для репортера это дополнительная возмож­ность адаптировать лексику проблемы для широкой аудито­рии, особенно если предстоит обсуждение сложной проблемы.

В ходе пресс-конференции возникают проблемы одновре­менной работы радио- и телеоператоров, фотографов. Одним требуется тишина, другие создают помехи фотовспышками, телекамеры третьих загораживают обзор для остальных. По­этому устроители иногда организуют две встречи — с радио- и тележурналистами. Одна из форм предоставления информа­ции прессе — заявление для печати.

Контакты с прессой в больших организациях входят в число обязанностей пресс-служб, а в малых — функций пресс-секре­тарей. Обычно в таких структурах работают специалисты с журналистским образованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: