Покупателю продукции необходимо подтверждение и гарантия тому, что качество производителем соблюдено. Таким видом гарантии становится сертификат, подтверждающий наличие на предприятии внедренной системы качества.
Настоящий бум по внедрению систем качества в работу предприятий произошел после издания в 1987 году Международной организацией по стандартизации (ИСО; The International Organisation for Standardization, ISO) группы стандартов ИСО 9000 по управлению качеством и обеспечению качества.
Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов.
В России в качестве ГОСТов утверждены в настоящее время стандарты ИСО 9001, 9002, 9003 и 10011.
В ИСО 9000 устанавливаются единые международные стандарты на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании. Стандарт применяется именно к системе качества в виде задокументированной последовательности действий по реализации производственного процесса. Он содержит требования к построению такой системы, которая бы обеспечивала долговременное поддержание и повышение качества.
|
|
Комплекс международных стандартов ИСО 9000 содержит следующие элементы:
1) ИСО 9000-87 - общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Этот стандарт дает толкование ключевых договорных и не договорных условий контрактных поставок и раскрывает основные принципы реализации политики в области качества;
2) ИСО 9001-87 - модель системы качества для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании. В стандарте устанавливаются требования в отношении системы качества, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует продемонстрировать способность поставщика разрабатывать и поставлять продукцию;
3) ИСО 9002-87 -модель системы качества для обеспечения качества при производстве и монтаже. В стандарте оговариваются требования по качеству, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует демонстрации возможностей контроля технологических процессов, являющихся определяющими для приемки конечного продукта;
4) ИСО 9003-87 - модель системы качества для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях. Стандарт устанавливает требования по качеству, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует демонстрации способности осуществлять контроль и окончательные испытания, необходимые для приемки конечного продукта;
5) ИСО 9004-87 - общее руководство и элементы системы качества. В стандарте рассматриваются элементы системы качества. Дается руководство по общим принципам разработки и внедрения системы качества в условиях, не связанных с контрактом.
|
|
К другим важнейшим стандартам относятся:
- ИСО 8402-86 - в стандарте раскрываются термины иопределения в области качества;
- ИСО 10011-92 - руководящие указания по проверке систем качества;
- ИСО 10012-92 - система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования, управление процессом измерения;
- ИСО 10013-94 - руководящие указания для разработки руководства по качеству.
В процессе разработки системы качества участвуют все сотрудники фирмы, их мнение учитывается в процессе разработки документации системы качества.