Управление любыми процессами является круговым циклом:
- планирование (plan, Р);
- организация (осуществление, действие, совокупность операций по реализации плана) (do, D);
- контроль (check, С);
- управляющее воздействие (регулирование, корректирование) (action, А).
Процесс управления качеством также можно представить как последовательность прохождения этих этапов.
Цикл PDCA обеспечивает постоянное отслеживание и повышение уровня качества производства. Управление следует организовывать на основе семи комплексов мероприятий (рис. 10.1):
- идентификация проблемы;
- сбор и анализ данных;
- анализ причин;
- планирование и осуществление решения проблемы;
- оценка результатов;
- стандартизация;
- подведение итогов и переход к следующей проблеме.
Рис. 10.1. Цикл управления качеством продукции
Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе стало создание системы качества, охватывающей все стадии производства, которые оказывают влияние на качество готового изделия: от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции.
На предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством.