Вопрос 3. Исполнительные органы местного самоуправления

В качестве исполнительного органа местного самоуправления 131-й закон (статья 37) называет местную администрацию. Здесь же закон именует местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) согласно этой статье наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В отличие от представительного органа, устанавливающего правила решения вопросов местного значения и тем «вооружающего» исполнительно-распорядительный орган муниципального образования необходимыми механизмами и инструментарием, включая необходимые ресурсы, местная администрация непосредственно организует и обеспечивает не только решение вопросов местного значения, но и осуществление передаваемых отдельных государственных полномочий.

Тем самым закон и устав муниципального образования определяют главное назначение, миссию местной администрации как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования: осуществлять повседневное, то есть текущее решение вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования.

Реализуя установленную миссию, местная администрация обязана организовать системную, целенаправленную и эффективную деятельность сразу по множеству направлений, в числе которых:

- планирование и управление финансами;

- управление муниципальной собственностью;

- использование и охрана земли и других природных ресурсов;

- строительство, транспорт, связь;

- жилищная сфера, коммунальное хозяйство, бытовое и торговое обслуживание населения;

- образование и культура;

- охрана здоровья населения;

- охрана общественного порядка, гражданская оборона, безопасность населения и др.

Если представительный орган должен иметь статус юридического лица (муниципальные районы, городские округа), но может и не иметь такого статуса (небольшие сельские, городские поселения), то местная администрация всегда обладает правами юридического лица, вне зависимости от масштабов муниципального образования. Это связано прежде всего с необходимостью осуществления финансовой деятельности: текущего финансирования деятельности представительного органа, самой администрации, муниципального заказа по перечисленным выше направлениям деятельности в рамках местного бюджета и бюджетного процесса.

Полномочия местной администрации определяет устав муниципального образования. Так, перечень полномочий администрации города Белгорода включает около 70 позиций, в числе которых:

- организация исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов Белгородской области, настоящего Устава, решений Совета депутатов города Белгорода на территории города Белгорода;

- исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Уставом к компетенции Совета депутатов города Белгорода и иных органов местного самоуправления города Белгорода в соответствии с федеральными законами и законами Белгородской области;

- осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Белгорода органами государственной власти в соответствии с федеральными и областными законами;

- разработка проектов планов и программ социально-экономического развития города Белгорода, бюджета, организация их исполнения, разработка и утверждение долгосрочных целевых программ (подпрограмм), реализуемых за счет средств местного бюджета;

- комплекс вопросов, связанных с содержанием и обустройством территории города, систем его жизнеобеспечения, управлением и распоряжением муниципальной собственностью;

- комплекс вопросов, связанных с социальной защитой, социальной работой и поддержкой нуждающихся граждан;

- комплекс вопросов, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности, общественной безопасности на территории города;

- комплекс вопросов, связанных с учётом, контролем и надзором по предметам ведения городской администрации, представлением установленных законом отчётных материалов в Совет депутатов города Белгорода и в органы государственной власти Белгородской области и Российской Федерации и др.

Учитывая масштабность и разноплановость задач, решаемых местной администрацией, закон допускает создание в её структуре отраслевых (функциональных) и территориальных органов. В целом же структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Структура местной администрации определяется уставом муниципального образования. В состав структуры могут входить:

- департаменты, управления администрации;

- комитеты, отделы администрации;

- городская служба, городская инспекция;

- территориальные органы управления.

Деятельность указанных подразделений, их функции, полномочия и ответственность определяется соответствующими положениями, которые утверждает глава местной администрации.

При главе администрации муниципального образования (городского округа, муниципального района) формируется совещательный орган – коллегия. В состав коллегии, как правило, входят заместители главы местной администрации, руководители структурных подразделений, иные лица по выбору главы местной администрации.

Типичную организационную структуру городского округа представляет схема 3.


Схема 3.

Согласно Федеральному закону, местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Особенности его правового статуса мы будем обсуждать в следующем разделе настоящей темы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: