Еще 30 лет назад бывшие спортсмены-гимнасты решили разработать оздоровительную систему гимнастических упражнений. Сначала аэробика была похожа на упрощенный комплекс художественной гимнастики, в котором было много упражнений, выполняемых с большой амплитудой, требующих большой гибкости. Комплексы разрабатывались с учетом следующих требований:
- средняя интенсивность упражнений должна соответствовать аэробному режиму энергообеспечения мышечной деятельности так, чтобы шло преимущественно окисление жиров;
- форма (техника) выполнения упражнений должна соответствовать, эстетическим потребностям человека, поэтому должна сочетаться с музыкой и выполняться с большой амплитудой, требующей большой гибкости от занимающегося.
Джейн Фонда выпустила на видиокассетах множество комплексов, и за десять, лет проверки практикой идей аэробики выяснилось следующее.
1. Занятия аэробикой по 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа не способствуют снижению жировой массы в теле. При занятиях аэробикой в комплексе одни упражнения сменяются другими, т.е. работают одни мышцы, потом другие. Обычно смена одного упражнения другим связана с легким локальным утомлением, а это значит, небольшим локальным мышечным закислением. В случае закисления в мышцах останавливается (ингибируется) окисление жиров и начинается окисление углеводов (глюкозы крови или гликогена мышц). Следовательно, при занятиях аэробной гимнастикой не может быть, окисления жиров. Резкое снижение концентрации глюкозы в крови к концу тренировки вызывает через 30-60 мин восстановления очень сильное чувство голода. Бороться с ним практически невозможно, поэтому принимается пища и вместо окисления собственных жиров идет накопление жира за счет углеводов и жиров пищи.
|
|
2. Выполнение упражнений с большой амплитудой и интенсивностью связано с риском растяжений связок в тазобедренных, плечевых, коленных суставах, подворотом стоп. Особенно часто возникают травмы мышц, надрывы миофибрилл или даже целых мышечных волокон. Травмы возникают не только у подготовленных, очень много травм было у начинающих физкультурников.
В конечном итоге Джейн Фонда пересмотрела средства, используемые в аэробике, и вместо средств художественной гимнастики стали применяться танцевальные упражнения. Даже в правила выполнения упражнений в спортивной аэробике были включены ограничения, например:
- не разрешается выполнять, резкие движения с большой амплитудой,
- не разрешается делать наклоны вперед с прямым туловищем и
поворотами в этом положении,
- не разрешается делать резкие движения головой, особенно сочетать наклоны с поворотами головой,
|
|
- не разрешается излишне изгибать позвоночник в направлении назад,
- не разрешается делать полные приседания (угол в коленных суставах менее 90 градусов),
- не разрешается стоя на колене и упоре на руки делать махи ногой, отведенной в сторону,
- упражнять мышцы живота подъемом прямых ног.
Внешне такая аэробика стала больше походить на ритмические движения под музыку, т.е. танцы, с целью достижения ЧСС около анаэробного порога (130-160 уд/мин).
Прошло еще 10 лет, и снова стало ясно, что комплекс чаще не дает изменений в массе тела. Поэтому начали появляться новые варианты типа степ-аэробики или слайд-аэробики. Эти виды упражнений стали вызывать более сильные ощущения локального утомления в мышцах разгибателях суставов ног. Однако, стали проявляться негативные последствия - боли в коленных суставах из-за их чрезмерной перегрузки.
Таким образом, гимнастическая аэробика существенно преобразовывалась по мере ее становления. Главными причинами таких преобразований являются низкая эффективность и отсутствие научного обоснования этой методики оздоровительной физической культуры. Экономическая эффективность для индустрии здоровья также является важным фактором развития аэробики.