Философия рассматривает объект как объективную реальность.
«Объект – лат. оbjectum – предмет; а) предмет, составляющий часть внешнего, материального мира; предмет познания и деятельности человека, субъекта; б) грам. дополнение» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 486).
«Предмет (в логике), – все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством» (Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М., 1989. – С. 1064).
Под объектом исследования принято понимать свойства, связи и отношения, объективно существующие, независимые от исследователя. Как правило, под объектом исследования понимаются некоторые реальные процессы или явления, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.
При выборе объекта исследования необходимо исходить из того, что он не является безгранично широким, но отражает содержательную характеристику, что обеспечивает более целостный подход к изучению основного предмета.
|
|
Предмет исследования выступает как сторона, как часть, элемент объекта. Понятие «предмет исследования» определяет те границы, в пределах которых изучается объект деятельности.
«Объект должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта» (Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. – М., 1989. –
С. 439).
Итак, объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы объект и предмет соотносятся между собой как целое и частное, общее и часть. При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему.
Следует иметь в виду, что понятия «объект» и «предмет» исследования относительны. Исходя из того, что идея есть знание, находящееся в развитии, предмет обладает этим качеством. Следовательно, предмет определяет направление исследования, отраженное в идеях, цели, содержании и структуре процесса познания.