Инновационный менеджмент как профессиональная управленческая деятельность представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, связанную со стратегическим развитием предприятия и обеспечением его конкурентной позиции на рынке в длительном периоде. Объектом управления в ин. Менеджменте выступают инновационные процессы.
Сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью с использованием принципов, функций и методов менеджмента, направленное на достижение общих целей развития предприятия и обеспечения его конкурентной позиции на рынке.
Содержание инновационного менеджмента включает:
·Разработку планов и программ инноваций
·Рассмотрение анализ и оценку проектов создания новых продуктов и развития производства
·Координацию деятельности подразделений предприятия в сфере инноваций и проведение и проведение единой инновационной политики
·Мониторинг хода разработки новой продукции и ее внедрение в производство
|
|
·Взаимодействие с маркетинговой деятельностью при формировании основных направлений научно-технической и производственной деятельности для обеспечения конкурентноспособности продукции и эффективности предприятий с учетом требований потребителей, конкуренции в обществе и рыночной коньюктуры
·Обоснование и обеспечение программ инновационной деятельности предприятия финансовыми средствами, материальными ресурсами и квалифицированным персоналом
·Создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем: от определения идеи до организации серийного производства новой продукции.
Инновационная стратегия явл инструментом, помогающим в принятии управленческих решений при создании и проведении необходимых нововведений и изменений на предприятии с целью достижения желаемого стратегического результата.
Инновационную стратегию можно представить как генеральный план действий в сфере инновационной деятельности, определяющий приоритеты ее направлений и форм, характер формирования новаций и необходимых инвестиционных ресурсов, а также последовательность этапов реализации долгосрочных проектов, обеспечивающих желаемое общее развитие предприятия.
Разработка инновационной стратегии включает:
·определение общей направленности инновационной деятельности, обеспечивающее рыночный успех предприятия в долгосрочном периоде;
·определение приоритетных направлений и форм инновационной деятельности;
·формулирование целей инновационной деятельности, отражающих желаемые результаты развития преприятия и направленных на фомирование его конкурентных преимуществ;
|
|
·оптимизацию структуры формируемых инвестиционных ресурсов и их распределение по наиболее важным стратегическим направлениям инновационной деятельности;
·выработку инновационной политики по принятым направлениям инвестиционной деятельности и по наиболее важным аспектам обеспечения устойчивой рыночной позиции предприятия;
·поддержание взаимоотношений с внешней инновационной средой
Процесс разработки инновационной стратегии выступает в качестве важнейшей составной части общей системы стратегического выбора предприятия, основными элементами которого являются общие стратегические цели развития, система деловых и функциональных стратегий в разрезе конкретных видов деятельности, способы формирования и распределения ресурсов.
Определение общей стратегии осуществления инновационной деятельности,производится.посредством выбора из двух базовых вариантов. В первом варианте общая стратегия направлена на постоянный поиск стратегических окон и использование достижений НТП для создания новых видов товаров и способов удовлетворения общественных потребностей, призванных обеспечить лидерство на рынке и в отрасли, включая стремление к диверсификации научных исследований и бизнеса предприятия.
Во втором варианте инновационная деятельность направлена на постоянное совершенствование товаров и услуг путем их модификации и улучшения качества, а также повышения эффективности производства и обслуживания покупателей.